Беседа – что это такое?

беседа с ребенком Если говорить официальным языком, то мы определим понятие термина «беседа» так: «беседа – форма речевого общения ребенка с взрослым и со сверстниками. А проще говоря, это разговор двух и более лиц.

С дошкольниками

Беседа проводится для развития речи детей, усвоение ими грамматических форм речи, овладение разговорной речью. Самое главное – необходимо научить ребенка понимать взаимосвязь между словами. Обучение этому пониманию идет ненавязчиво, порой даже неосознанно. Сначала родители говорят: «покажи свой носик, ушки и т.д.», позднее — «как ты любишь маму, папу?». Большие возможности для бесед дают изменения погодных условий, знакомства с предметами быта, рассказы родителей о своей работе. Чтение стихов, рассказов, рассказывание сказок всегда должны сопровождаться беседой.

Очень важно, чтобы в беседе соблюдались условия – умение слышать вопрос, подумать, а потом на него отвечать.  Например, на вопрос «где стоят книги?»  правильным будут несколько вариантов ответов детей – «на полке», «в шкафу», «в стеллаже». Взрослому в данном случае нужно уточнить, что книги стоят на полке, а полка это часть шкафа, стеллажа. Здесь взрослые обогащают словарь детей в живом речевом общении, а так же вводится новое слово — «стеллаж». Новые слова или выражения обязательно закрепляются через игры с детьми. В частности игры поручения: «положи зайку в шкаф на свободную полку», «Отнеси и положи книги на свободное место в стеллаже» и т.д.общение с ребенком

Встречающиеся незнакомые слова при чтении рассказов, стихов, сказок обязательно нужно разъяснять. В противном случае дети их будут применять неправильно, видоизменять, или вообще заменять другим словом. Например, бабушки часто употребляют выражение «горе ты луковое». Уверенный, что подражает бабушке, Коля ей говорит: «тылуква – тылуква!» — понятно, что ребенок не понял бабушкиного выражения и воспроизвел по-своему.

Оля, при заучивании стихотворения «Детство» И. Сурикова, слова поэта «мне в сугробе горе, а ребятам смех», прочитала так: «Мне, Оле, горе, а ребятам смех», Саша воспроизвел эти слова таким образом: «Мне, ребятам, горе, а ребятам смех». Здесь совершенно очевидно, что дети не поняли значения слова «сугроб» и заменили их соответственно своим знаниям, а взрослый не пояснил его.

Встречаются и такие ситуации

Мама попросила Лену поставить на стол посуду, необходимую для чая, девочка поставила только чайную чашку и блюдце. Оказалось, что она просто не знает, какую посуду еще можно поставить для того, чтобы пить чай и не проявила интереса по этому поводу. В таких ситуациях взрослые обязаны, я подчеркиваю – обязаны — познакомить детей с необходимой посудой для чаепития (сахарница, молочник, конфетница, сухарница, блюдце, чайная ложечка и т.д.) Все эти предметы необходимо вводить в активный запас слов. Дети за неделю могут усвоить следующее количество слов:   в три года – пять слов, в четыре года – десять слов, пять лет – пятнадцать, шесть – двадцать – двадцать пять, Семилетние дети усваивают сорок пять – пятьдесят слов. Необходимо стремиться, чтобы дети не только усваивали слова, но и освоили их понятия и умели бы употреблять эти слова в разговорной речи.

Advertisement
2 комментария к “Беседа – что это такое?”
  • людмила

    Янв 27. 2015

    Для молодых родителей эта статья просто клад.

    Ответить
  • Нина

    Янв 27. 2015

    Спасибо.

    Ответить
  • Написать ответ