Бытовая культура

бытовая культура детей В статьях «Немного о воспитании культуры поведения» и «О воспитании некоторых гигиенических навыков» говорилось о привитии детям некоторых навыков культурного поведения в области самообслуживания и общения, а так же об использовании вежливых слов в речи.

В этой статье хочу подчеркнуть, что воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои бытовые, обыденные потребности, умеет  ценить время и рационально использовать своё рабочее и игровое  пространство.

Культура поведения детей дома

Следует приучать ребенка с раннего детства рационально использовать время. И в этом отличный помощник — режим дня и его выполнение, в том числе и режим питания. Умение взрослого переходить от одного вида деятельности к другому, воспитывает у малышей чувство времени.

Особенно это важно для школьников. Гелю с 6 лет приучили к вечернему самоотчету: каждый вечер кто-нибудь из взрослых спрашивал её, что она делала днем. Девочка вынуждена была рассказать о выполненных ею поручениях взрослых, во что и как она играла. Родители разговаривали с малышкой о качестве выполнения заданий, если у Гели были просьбы, мама и папа внимательно выслушивали и старались помочь девочке. Когда она пошла во второй класс, родители купили ей перекидной календарь и научили им пользоваться. Таким образом, родители Гели  воспитали у дочери чувство времени и отношение ко времени, как к очень большой ценности. Умение ценить время (своё и чужое) является одним из основных признаков воспитанности человека, в частности, показывает уровень его бытовой культуры.

культура поведения за столом Культура поведения за столом

Одна из самых естественных потребностей — потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют её люди. Если кто-нибудь из вас наблюдал, как едят ребята в школьной столовой или в детском саду, то они вспомнят:

  • Одни едят быстро, торопливо;
  • Другие страстно, быстро, можно сказать, что даже жадно;
  • Третьи — брезгливо, ворочают ложку в тарелке, рассматривая и перебирая кусочки пищи;
  • А некоторые едят так, что, смотря на них, появляется аппетит, и смотрящий на них получает удовольствие.

Уже с раннего возраста детям прививаются такие навыки культурного поведения, как прямо сидеть за столом, не класть на стол локти, пользоваться салфеткой, правильно пользоваться ложкой. Всегда следует напоминать детям, что пищу надо хорошо пережёвывать, бесшумно пить чай, компот, воду и прочее. Во время еды нельзя разговаривать, играть  и т.п. Стремиться затрачивать время на прием пищи столько, сколько рекомендовано специалистами: на завтрак и ужин рекомендуется отводить не более 30 минут, обед — в пределах 40-45 минут, но не более часа (если малыш очень медлительный). Если есть перекусы, то по длительности они будут не более 15 минут.

Формирование бытовой культуры

К бытовой культуре относится так же и умение рационально, со вкусом организовать среду вокруг себя (обустроить комнату, рабочее место и т.д.) Неразвитость этих качеств приводит к грустным последствиям.

При быстром материальном росте все тревожнее становятся сигналы о наступлении вещей на человека. Пример: группе детей 10-11 лет было дано задание: «Представьте, что у вас большая комната в квартире (доме), и вы располагаете возможностью её обставить. Как бы вы это сделали? Опишите или нарисуйте». Оказалось, что многие мечтают о дорогом телевизоре, компьютере, диване, дорогих коврах и шторах. Мало кто написал, что необходим удобный стол и стул для выполнения заданий, учебники и книги, краски, кисточки, альбомы, клей и прочее. Об играх вообще речи никто не вел.

самообслуживание Такое описание позволяет сделать вывод, что взрослые «заразили» своих детей вирусом вещизма, что очень опасно. Комфорт — это не только дорогой телевизор и диван. Обстановка прежде всего должна быть направлена на здоровье, она должна быть удобной и нужной и доставлять радость и удовольствие при её использовании во время работы.

Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическим вкусом. Поэтому формирование и развитие данного вкуса должно осуществляться с точки зрения здоровья, прежде всего, удобства в использовании и эстетического отношения к предметам. Исходя из сказанного, задачу воспитания бытовой культуры можно определить так:

  1. С раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания;
  2. Знакомить детей с правилами поведения дома, в гостях, в общественных местах;
  3. Выполнять правила поведения общения с взрослыми и детьми;
  4. Научить своих детей со вкусом и рационально организовывать внешнюю среду, в которой они будут жить, учиться, играть и прочее;
  5. Знать, что такое время и уметь ценить его.
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ