Чтение художественной литературы дошкольникам

Воспитание ребёнка в семье начинается с первой сказки, песенки. Знакомя детей со стихами, сказками, потешками, пословицами и поговорками, былинами, читая им  рассказы, мы даём «ключ» к открытию мира. Художественная литература для маленьких детей является источником радости, волнений  и воспитания. Ведь именно из коротких рассказов, сказок дети делают первые самостоятельные оценки поступкам героев и персонажей этих рассказов, получают возможность понять  «что такое хорошо и что такое плохо».

материалом для чтения детям

Чтение литературы детям цели

Чтение литературных произведений детям дошкольного возраста преследует основную цель – воспитание умения слушать читаемое произведение, понимать его содержание, воспроизводить текст, научить дошкольников выразительно читать стихи. С возрастом эти цели усложняются, например, детей с четырёх лет начинаем учить оценивать поступки героев произведений, так же воспитываются умения характеризовать некоторые нравственные качества героев (добрый, злой, смелый и т.п.)   Детям старшего дошкольного возраста уже доступно умение передавать своё отношение к поступкам героев, содержанию произведений. Кроме того, у них развиваем интерес к произведениям разного жанра: сказка, рассказ, стихотворение, и старших дошкольников следует научить понимать главную идею произведения, умение правильно и объективно оценивать поступки героев.

Чтение литературных произведений детям

Материалом для чтения детям дошкольного возраста служат в основном произведения художественной литературы: сказки, рассказы и стихи о людях, их поступках, героических подвигов, животном и растительном мире и прочее.

чтение итератрурных произведений детям

Как правило, художественный образ в детских рассказах конкретен, события реальны. Дети отзываются на мысли и чувства героев, переживают происходящие с ними события, волнуются, сочувствуют и т.п. Следует заметить, что у дошкольников слуховое внимание ещё слабо развито, они  трудно сосредотачиваются на чём-либо. Взрослым необходимо считаться с этой особенностью детей. Материалом для чтения детям младшего дошкольного возраста могут послужить произведения, на которые затрачивается 3-5 минут. Таким способом вы будете способствовать развитию внимания детей, умению сосредоточиться на читаемом рассказе, стихе и т.п. Постепенно малышей  заставляют целенаправленно запоминать текст, задавая вопросы типа: «Про кого говорится в сказке? Что увидела Маша в лесу? Что Маша делала в избушке? Сумела ли Маша убежать от медведя?  и  прочее).

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений

К 5-6 годам у детей приобретены умения самостоятельно сосредотачиваться на прослушивание сказок, рассказов, стихов. Их уже следует нацеливать на то, чтобы они прослушали и ответили на вопросы типа: «Какой выросла Снегурочка? Почему она растаяла? И т.п.», такие вопросы заставляют детей думать и логически правильно выражать свою мысль.

материалом для чтения дошкольникам

Необходимо старшим дошкольникам после чтения  давать задания. Например: воспитатель У.Ф. почти всегда после чтения предлагала детям вспомнить, какими словами автор описывает героя рассказа, сказки, даёт описание снега, берёзы, цветка и прочее.  Таким способом воспитатель развивала у детей умение понимать значения слова, давала почувствовать образный язык произведения. Так, при заучивании стихотворения С. Есенина «Берёза» У.Ф. просила детей 6 лет придумать, с чем можно сравнить снег и подобрать эпитеты к словам «снег», «берёза», «лес». Умело воспитатель переключала внимание дошкольников  на рассматривание картинок зимнего леса, берёзы, и дети могли сравнить свои эпитеты к этим словам с увиденным изображением на картинах художников, вспоминали зимний лес, который видели на прогулках, экскурсиях, выездов с родителями на природу.   Во время  таких бесед у детей активизируется не только мышление и представление, память и чувства, но углубляется понимание текста, развивается аналитическое мышление.

Методика чтения и рассказывания детям литературных произведений

Чтобы дети правильно осмыслили содержание произведения, им нужна помощь взрослых.

чтение литературы детям цели

В качестве такой помощи можно использовать метод У.Ф., педагогом практикуется рассматривание картин и иллюстраций к произведению, подбор эпитетов, определений, сравнений к изображаемым предметам и явлениям, а затем читается произведение. Если есть возможность, то хорошо провести заблаговременное наблюдение похожего объекта на прогулке или специально организованной экскурсии (например, поход в музей, к памятнику и т.п.), бесед о наблюдаемом объекте. После подобных наблюдений дети будут лучше воспринимать текст. Как правило, после первого чтения дети находятся под впечатлением прочитанного и просят прочитать повторно. Лучше всего начать беседу с ними и прочитать наиболее яркие отрывки текста. Если вы хотите, чтобы ребёнок выучил или пересказал текст, то через некоторое время прочтите его и поставьте перед сыном или дочерью задачу, которую вы хотите добиться от них.

В беседах о прочитанном  произведении детям старшего дошкольного возраста важно задавать такие вопросы, которые бы требовали от них  в ответах давать мотивированную оценку поступков героев  или характеристику тому или иному явлению. Например, читая стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» и других подобных произведений  Валентина задавала сыну вопросы типа: «Чем понравился тебе дядя Стёпа?  Хотел бы ты иметь такого друга? Почему?».

Хотелось бы предостеречь родителей  не увлекаться беседой при чтении, а после чтения дать осмыслить произведение и задать несколько вопросов: 2-3 вопроса малышам, детям старшего дошкольного возраста – 3-5, не более. Избегайте излишнего растолковывания событий, выводов на темы морали, ни в коем случае не переходите на нотации. Не отвлекайтесь при чтении на телефонные разговоры, телевизор и т.п., Лучше сесть так, чтобы видеть лицо ребёнка и чувствовать его эмоциональное состояние и реакцию на читаемый текст. Старайтесь читать выразительно, мимикой и жестами подчёркивайте свое отношение к прочитанному тексту. Это поможет ребёнку убедиться в значимости событий и явлений, мобилизует его внимание. В то же время не следует чрезмерно увлекаться жестами и избегать механических жестов (однообразное постукивание, «рубка» рукой воздуха и пр.) Такие движения отвлекают внимание детей от содержания текста.

Использование такого приёма, как  обсуждение с детьми дошкольного возраста прочитанных литературных произведений, помогает запомнить текст, глубже пережить его содержание. Эмоциональное содержание, где мораль естественно вытекает из поступков героев, их действий, дети усвоят самостоятельно, без дополнительных разъяснений.

Advertisement

Комментарии закрыты.