Чтение в семье

чтение в семье

Чтение детям дошкольного возраста

Когда родители начинают печалиться, что их дети не читают, мне всегда хочется задать вопрос: «А вы сами-то что читаете? Как часто вас видят с книгой дети? Часто ли вы рассматриваете с ними иллюстрации книг, картинки? Ходите ли в библиотеку?  Что читаете своим малышам? Как пробуждаете в своем ребёнке любовь к прекрасному русскому языку?»

Судьба познакомила меня с мамой двух сыновей, которая уже давно ответила на все вопросы и всё для себя решила успешно. Мне хочется, чтобы её откровенный рассказ узнали бы многие родители.

Со слов  Раисы Васильевны в её семье книги были повсюду: художественные, энциклопедии, словари, детская литература. Особенно все любили произведения  А.С. Пушкина. «Если в воскресенье часов в 10-11 утра услышишь призывный голос отца: «Мороз и солнце, день чудесный…», значит идем всей семьей на лыжах, на наше любимое место, где катаемся с горы, играем в снежки и любуемся зимним лесом», — говорит женщина. На ночь отец им с братом читал книги, а днём она у мамы спрашивала  буквы и училась читать, подражая отцу.

Позднее, когда у неё появилась своя семья, она сделала всё, чтобы книга  в доме стала непременным участником общения в ней. Раиса Васильевна  выработала систему по ознакомлению сыновей  с  художественной литературой:

  1. Ежедневное чтение рассказов, сказок, стихов.
  2. Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций к ним.
  3. Заучивание с детьми стихов к праздничным датам, дням рождения и по сезонным изменениям в природе, о животных, птицах и прочее.
  4. Беседы о прочитанных рассказах, сказок, пересказывание любимых произведений.

Интерес к книге у детей

Кроме того, она искренне считает – чтобы у детей не угас интерес к книге, надо всё время подбрасывать, как дрова в костер, какую-нибудь интересную книгу (и не только художественную, но и научную). Её старший сын, благодаря отцу, увлекся музыкой, и Раиса Васильевна постоянно подбрасывала ему книги о композиторах, о создании музыкальных произведений, интересные репродукции картин и т.п. А младший сын увлекался фантастикой. Ему уже с дошкольного детства  предлагалось масса энциклопедий и научно-технической литературы. Но Интерес к книги пока они не определились, были ещё в поиске, то имели возможность дома читать различную художественную литературу: русские народные сказки, сказки и стихи А. Пушкина, Андерсена, Бр. Гримм, произведения С.Маршака, М. Зощенко, К. Чуковского, Л. Толстого, Н. Носова, Драгунского, Гайдара и многих других авторов. Два раза в месяц они вместе посещали детскую библиотеку. Когда дети стали школьниками, посещение библиотеки и чтение стало их потребностью.

Многие книги интересны и веселы, и впечатлениями от них хочется поделиться сразу же с домашними. В этом случае вся семья включалась в обсуждение или чтение вслух или по ролям. Ведь чтение по ролям – это маленький театр, где есть возможность почувствовать себя героем сказки, рассказа. В семье приветствовалось сочинительство. Сама Раиса Васильевна собирала свой семейный архив, куда вошли рассказы детей об увиденном на прогулках, походах и т.д. и прочитанном, которые она тщательно записывала, хранила. Младший сын, будучи учеником начальных классов, стал сам вести свой дневник, в который писал свои собственные впечатления, рассказы, стихи. Позднее любовь к поэзии стала его хобби. Он часто печатал свои стихи в местной газете.

На мой вопрос: «Как вас родители увлекли литературой и искусством?» Раиса Васильевна ответила, что «если честно сказать», они ничего специально не делали, а просто активно участвовали в жизни и везде брали детей с собой, не выбирая, с кем их знакомить, а с кем нет. Они просто вовлекли своих детей, в поток жизни, а выбор сделала они сама. Сама Раиса Васильевна приложила все свои усилия на то, чтобы её дети сделали свой выбор в жизни, и это ей удалось.

К системе Раисы Васильевны по ознакомлению детей с книгой хочу добавить от себя:

  1. Воспитание любви к книге и бережного отношения к ней. Когда мы, взрослые, ненавязчиво воспитываем желание слушать чтение и стремление самому читать, а не приучаем любить книгу, результат нашего желания будет гораздо эффективнее.
  2. Читать необходимо с младенчества. Сначала это будет развлечением, а с возрастом перерастет в занятия и потребность любовь к книги детей.
  3. Каждому возрасту свои книги.
  4. Дарите своим детям чаще книги. Особо любимые вашими детьми книги при дарении можно подписать теплыми словами любви, нежности. Став взрослым, у человека сохранится чувство теплоты от этого кусочка детства.
  5. С самого начала следует расставить приоритеты : книга – важнее компьютера и телевизора. В крайнем случае, пусть ваш ребёнок слушает аудиокниги и радиоспектакли, а сами в это время играет. Замечу, что игры лучше помочь выбрать так, чтобы они не мешали восприятию услышанного текста. Это могут быть игры с конструктором, строительным материалом, занятия ручным трудом и т.п.
  6. Детям старшего дошкольного возраста необходимо рассказывать об авторах книг, стихов, сказок.
  7. Обязательно водите своего малыша в книжный магазин, доверьте ему выбор в покупке книг, пусть сначала это будет неудачный выбор, купите нужную ребёнку книгу, а постепенно воспитывайте у него желание и умение выбирать.
  8. Хорошо, если интерес к книге подкрепляется походами в театр, кино или наоборот, после просмотренного кинофильма, спектакля заинтересуйте ребёнка книгой и прочитайте её, сравните содержание книги с содержанием фильма, спектакля.
  9. Не заставляйте ребёнка читать насильно! Пусть малыш берётся за книгу в хорошем настроении и состоянии покоя. Учеников начальных классов не ругайте за медленное чтение текста и ни в коем случае не сравнивайте его чтение с чтением других детей. Просто старайтесь любыми путями и средствами сохранить у своих детей интерес к книге.

Говорить об этом можно бесконечно и каждый выбирает свой путь, но любовь к книге и чтению у детей на пустом месте не появится. Всегда можно и нужно выбрать время для детей, чтению с ними, бесед и прочее, было бы желание.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ