Что такое пересказ?

Если говорить языком педагога, то можно сформулировать так: «Пересказ – одна из форм монологической речи (причем первоначальная форма)». Но если вы читали статью «Преднамеренная связная речь», то поняли, что предварительная работа к подготовке к пересказыванию ведется примерно с 2-2,5 лет. Причем идет это незаметно, в течение Вашей повседневной жизни.

Я только позволю себе сделать уточнение, как лучше маленьких детей вовлекать в процесс  пересказывания. Например, вы несколько раз рассказывали своему малышу сказку «Курочка ряба», проверить, как он ее запомнил можно следующим образом: говорите ребенку: «Жили, были дед и …..» (кто еще?), ответ ребенка: «баба», вы: «И была у них курочка….», ребенок: «Ряба». И так вместе с ребенком 2-2,5 лет пересказать сказку. Можно использовать просмотр иллюстраций в книге к сказкам, задавая малышу вопросы, и получать на них ответы. Если он затрудняется – ответьте сами, а он пусть повторит ответ. Добивайтесь от детей повторения не отдельных слов, а фраз.

С пятого года жизни

Просите ребенка, чтобы он пересказывал Вам события дня, понравившиеся праздники, image001_0конечно же, необходимо, чтобы дети могли пересказывать русские народные сказки, небольшие рассказы. Безусловно, любому пересказу должно предшествовать разъяснение того, о чем вы хотите услышать или чтение произведения. Например, вы рассказали  сказку Л.Н. Толстого «Три медведя», сначала задайте несколько вопросов по содержанию сказки:

  • Где были медведи, когда Маша зашла в дом?
  • Сколько комнат в доме?
  • В какую комнату вошла девочка сначала?
  • Чьи на столе стояли чашки и как они отличались?

Так же точно разберите текст  сказки про спальную комнату. Чем закончилась сказка? Если дитё забыло текст и затрудняется ответить, спокойно подскажите ему вариант ответа. Можно прочитать тот отрывок текста, где было затруднение. Сразу, как daily-tips-3-5-language-skills-making-predictionsтолько начали заниматься пересказами, добивайтесь полного ответа на вопрос. Более подробно о работе с текстом произведений читайте в статье «Приобщение детей к восприятию художественных произведений».

Значение пересказов

Состоит в том, что от ребенка требуется умение сосредоточить внимание на каком-то событии или художественном произведении. Кроме того, дети должны запомнить не только героев произведений или последовательность действий в событии, но и связь между ними. Все это вызывает работу памяти и является средством ее развития.

Задача взрослых

Состоит в том, чтобы помочь малышу запоминать тексты, события, заботливо 1361777973_dscn0471подсказывая темы для пересказов, выслушивая ребенка, помогая ему подыскивать правильные по содержанию слова. Детям 5-7 лет даются произведения большего размера и более сложного содержания.

Еще подскажу одну очень важную рекомендацию: на первых порах работы с детьми по пересказыванию текстов, событий можно давать свой образец пересказа. И не забывайте, пожалуйста, чтобы дети, в процессе пересказа, учились изменять интонации в голосе  соответственно с чувствами и переживаниями героев.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ