Что такое три года?

Почему решилась подробнее остановиться на возрасте три года? Это переходный возраст три года от раннего детства к дошкольному возрасту, что очень важно. Уже следует задуматься над  дальнейшей судьбой ребёнка, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Хорошо, если бы кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о том, что дитё только растёт и забавляется. Уже давно доказано, что именно в раннем и дошкольном возрасте формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития детей. Чтобы это развитие было полноценным,  необходимо умелое руководство со стороны взрослых.

три года

Развивающие три года

Итак, вашему малышу исполнилось три года.  Все родители отлично видят, как и чем он играет, рисует, строит из кубиков, что  любит и чего не любит. Чаще всего оценку развитию своего ребёнка взрослые дают по сравнению с другими детьми (соседей, приятелей, племянников и пр.). Наташа говорит своей матери: «Машин Саша уже стихи читает наизусть, а наш возится с кубиками. Не знаю, что с ним делать». Взрослыми чаще всего учитываются бросающиеся в глаза знания и умения как своих, так и чужих детей. Как правило, не всё увиденное ими характеризуют действительный уровень развития детей. Дети разные, развиваются по-разному, интересы у них  тоже разные. Просто надо учитывать минимум достижений ребёнка соответственно возрасту. Так,  в три года ребёнок должен знать предметы ближайшего окружения, быта и называть их. Определять и называть состояние погоды (холодно, тепло, солнце светит, идёт дождь и т.п.). Детей привлекают к наблюдениям за птицами и животными.

три года жизни

Возраст три года предполагает умение  слушать сказки, небольшие рассказы и понимать их содержание, отвечая на вопросы взрослых, читать наизусть потешки, небольшие стихи,  различать предметы по форме, знания основных цветов. Знакомить с цветом и формой можно по-разному. Проверить, знает ли ваш малыш цвета необходимо. Например, например, Нина  предлагала дочери поиграть в цвета. Для этого у неё были припасены два набора бумажек красного, синего, жёлтого, зелёного, чёрного и белого цветов.  Она садила девочку на стул, ставила перед ней  любимую собаку и говорила: «Сейчас Мухтар покажет тебе цветную полоску, а ты найдешь у себя такую же». На первый раз брала 2 цвета, затем три, четыре и  шесть цветов. В этой игре нужно иметь в виду, что необходимо менять место расположения цветных полосок (другого материала), так как у ребёнка закрепляется реакция на сторону, в которой лежат полоски. Поэтому при каждом задании следует  менять расположение предметов, лежащих перед ребёнком, показывать один и тот же образец при разном местоположении 2-3 раза. Если во всех случаях малыш дал правильный ответ, значит, он хорошо усвоил данный цвет, форму и прочее. Следует учитывать, что ребёнок не должен знать, что вы поменяли расположение предмета, не стоит хвалить за правильный выбор или ответ, не порицайте за неверный выбор. 

старше трех лет

Далее Нина с девочкой закрепляли цвета при игре с кубиками, пирамидками и т.д. Если ваш малыш выбирает цвет правильно, справляется с вашими заданиями, можно считать, что он усвоил цвета. Точно таким же способом можно проверить знания форм вашим малышом.  При проверке восприятия величины следует давать предметы одинакового цвета, но разной величины, то же самое относится к геометрическим формам, произнося  словами понятия «большой и маленький». Например, папа предлагал Мише разбирать и собирать матрёшки, кубики, игры с различного рода втулками и т.п., а мама привлекала его накрывать на стол и просила разложить большие и маленькие ложки, подносить ей большие и маленькие тарелки, чашки, кастрюли и пр. Оба родителя давали ему задания строить из кубиков большие и маленькие диванчики, стулья, столы, кровати и подбирать игрушки к ним: на маленькую кровать положить маленькую куклу, на большую – куклу  больших размеров и т.д. Конечно же, хорошо, если ваш ребёнок умеет рисовать. И пусть из-под его карандаша, кисти выходят изображения отдалённо похожие на мяч, ёлку, машинку, главное – это изображение узнаваемо для него самого. Но, если он не рисует, не стоит беспокоиться, но привлекать к данному занятию необходимо.

ребенок в три года

Три года жизни

В возрасте  три года ребёнок должен уметь играть.  Что значит уметь играть и как проверить играет ваш ребёнок или просто тянет машинку за верёвочку? А когда он укладывает куклу спать, играет или повторяет действия взрослых? Если он видит в игрушечной машине настоящую машину и перевозит на ней грузы, кукол и другие игрушки, значит, он играет. Если он видит в кукле ребёнка и производит цепочку действий: раздевает её, укладывает спать, укрывает лоскутом ткани, в котором видит одеяло, значит, он играет. 

Развитие ребёнка в три гола

Игры на проверку сообразительности малышей:

развивающие три года

Развитие слухового внимания:

  • «Постучи, как я» — взрослый отстукивает несложный ритм или просто стучит несколько раз молоточком (лучше за ширмой), ребёнок должен повторить этот ритм.
  • «Кто лучше слышит?» — взрослый стоит на некотором расстоянии от малыша и просит тихо принести любой предмет, игрушку и пр.
  • «Отгадай, чей голосок» — имитация звуков кошки, собаки, петуха, курочки, уточки, гуся и т.д. Ребёнок должен угадать и назвать животное. По такому же признаку проводится игра «Кто как кричит?» и т.п.

Развитие зрительного внимания:

  • «Ответь на вопросы»- Показать ребёнку картинку, пусть он её хорошо рассмотрит, убрать картинку и задать 1-2 вопроса по действиям, изображённым на картинке.
  • «Рукавичка и носочки» — нахождение сходства и различия между этими предметами.
  • «Что изменилось?» — На столе в определённом порядке стоят хорошо знакомые детям предметы, игрушки. Дети рассматривают их, затем закрывают глаза и отворачиваются, взрослый меняет два предмета местами. Детей просят посмотреть и сказать: что изменилось?

в три года ребенок должен

  • «Найди одинаковые картинки» — раскладывают несколько картинок, среди них две одинаковые, ребёнок должен их найти.
  • «Подбери предметы похожего цвета» — вместо предметов могут быть картинки с нарисованными геометрическими формами, любыми предметами (например, куклы в платьях основных цветов и пр.)
  • «Найди пару» — из нескольких предметов или картинок ребёнок должен найти одинаковые.
  • «Какие предметы тебе понадобятся зимой (летом)».

Я не стала описывать, как проверить умственное развитие детей трёх лет: запоминание стихов, содержание сказок, рассказов, рассматривание картинок, побуждение к повторению услышанного  рассказа или чтения от взрослых и т.п. Это вполне полезные и нужные занятия, но придавать слишком большое значение словесной учёности в три года не стоит, так как за этими занятиями в данном возрасте стоят механические память и уровень развития речи, которые совсем не совпадают с уровнем развития малышей. Опять-таки, хочу напомнить, что дети все разные и, если ребёнок не справляется с какими-то вашими заданиями, то стоит присмотреться к его игре и действиям.

в возрасте три года ребенок

Скорее всего, его интересует что-то другое, что взрослые не учли. Учтите его увлечения, интересы, и всё пойдет своим чередом. На данном этапе дошкольного детства важно, чтобы дети научились выполнять задания взрослых, вежливости, благодарности, вниманию, соблюдали правила поведения. Нужно, чтобы у них было сформировано элементарное представление о доброте, дружбе, умение общаться со сверстниками, разговаривать друг с другом в приветливой форме. Взрослые должны помочь своему ребёнку овладеть навыками самообслуживания, развить интерес к играм, наблюдательности, к самостоятельной деятельности, желание участвовать в трудовой деятельности.

Advertisement
1 комментарий к “Что такое три года?”
  • Профитроль

    Окт 11. 2018

    Да, три года, действительно интересный возраст. Судя по опыту со старшей, переломный момент наступил именно в три. Теперь с младшим уже хочу основательно подготовиться к этой дате))

    Ответить
  • Написать ответ