Роль аппликации в жизни детей

Аппликация – силуэтно-декоративный способ изобразительной деятельности. Основной задачей в обучении детей аппликации является привитие детям умения передавать свои впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, доступных аппликации.

детские аппликации
аппликация ручной труд

Развитие аппликацией

Общая детей к такому виду творческой деятельности, как аппликация, взрослые воспитывают у них эстетическое отношение к работам по аппликации, а так же другим работам по изобразительной деятельности, к окружающей жизни, способствуют накоплению детских впечатлений, формируют интересы, наклонности и способности своих детей.  Аппликация в развитии умений детей дошкольного возраста предполагает:

  • Приобретение технических навыков работы: вырезать из бумаги различные фигуры, силуэты,  узоры, орнаменты, наклеивание их на основной фон.
  • Развитие координации движений рук и глаза, а так же ориентировку на листе бумаги.
  • Воспитание контроля и самоконтроля в процессе  работы и при подведении её итогов.
роль аппликаций в жизни детей -1

вид деятельности аппликация
  • Использование в работе различных материалов (бумагу разной фактуры, ткань, природный и подручные материалы).
  • Умение подирать цвета, составлять сюжетные и декоративные композиции. Изображать птиц и животных по типу народно-прикладного искусства.

Аппликация в развитии умений детей

Начинать занятия по аппликации рекомендуется с трёхлетнего возраста. При этом главное внимание уделяется расположению уже готовых  фигур на листе бумаги и их наклеивания. Для разнообразия и привлечения внимания детей к этому виду творчества используют прием чередования фигур на листе бумаги. Как делать аппликации с малышами? Опытные педагоги обычно начинают с чередования различных по  форме фигур одного цвета, затем  чередуют разноцветные фигуры одной и той же  формы, в дальнейшем пусть дети практикуются на чередовании различных форм и цветов.

аппликация в развитии уменний
ручные аппликации

К пяти годам  жизни дошкольников необходимо научить замечать выразительность форм, правильно сочетать краски, умело  держать в руке ножницы и вырезать линии,  круги, овалы и другие фигуры. Кроме того, их необходимо научить составлять различные фигуры из отдельных частей, составлять узоры из бумаги, геометрических фигур, растительных материалов. Со старшими дошкольниками лучше составлять различные сюжетные, декоративные композиции, знакомить с национальными орнаментами, характерными для места проживания и в целом для России. С ними  используют, как правило, приём – аппликация из бумаги шаблоны для вырезания.  Дети старшего дошкольного возраста любят сюжеты по русским народным сказкам, понравившимся им рассказам. С ними особое внимание следует уделять подбору материала для аппликации и подведению итогов работы.  Грамотная, спокойная оценка детской деятельности вызывает у дошкольников интерес и желание сделать свою работу как можно лучше.

аппликация для воспитателей

оригинальные аппликации

С большим интересом и проявлением творчества у дошкольников получаются работы, выполненные для подарков, украшений новогодней ёлки. В современной жизни изобилие игрушек вытеснило самоделки, а значит и вытеснило предпраздничное творческое общение детей и взрослых.   В семье Григорьевых наряду с красивыми шарами всегда размещаются на ёлке нарядные бусы, наклеенные из цветной бумаги на картон с ниткой и несколько самодельных плоских сказочных фигур. Кстати, все гости отмечают оригинальный наряд ёлки, что детям-хозяевам очень нравится. У них в семье принято дарить красивые самодельные открытки, расписные разделочные доски  (ребята школьники), популярно изготовление чудесных шкатулок из открыток. Открытки,   шкатулки они щедро преподносят в дар своим родственникам, друзьям. Все сделанные работы руками детей в семье хранятся некоторое время на видном месте.

аппликация в развитии умений детей дошкольного возраста
цветы аппликация для детей

Виды аппликаций

Аппликации для детей можно разделить по тематике:

  1. Предметная — предметы, сделанные из бумаги, природного материала, ткани и т.д.
  2. Сюжетная — сюжеты по сказкам, стихам, рассказам. Используются различные виды материалов.
  3. Декоративная — различные орнаменты в украшениях мебели, одежды и обуви, шапок  для кукол, рамок для фотографий и т.п.

Все эти виды аппликации можно использовать в разных вариантах: по цвету – чёрно-белые, одноцветные, цветные. По объёму – плоские, выпуклые; по материалу – бумага любая, ткань, природный и бросовый материалы.

аппликация ручной труд
ручные аппликации

Детские  аппликации

Дети дошкольного возраста очень любят цветочную тематику. Воспитатель И.И. для занятий с детьми на тему аппликация  цветы. Использовала различные виды материала: цветную, гофрированную бумагу, салфетки, картон, пластилин.  Дети её группы делали прекрасные цветы (маки, розы, гвоздики)  из шаблонов. Оригинальные аппликации получались  с использованием приёма обрывания бумаги («Цветочная поляна», «Одуванчики», «Цыплята»  и т.д.), а так же из салфеток, которые подчёркивают мягкость и пушистость животных, птиц. Умело использовала И.И. комнатные цветы, имеющиеся в группе (как цветущие, так и декоративные с оригинальными листьями) для занятий аппликацией с натуры. Именно на этих занятиях дети её группы научились передавать не только форму предмета, подбирать цвет, но приобрели умение соблюдать пропорции предметов по отношению друг к другу (кашпо и цветок, листья цветка, соцветия и т.д.).  Дошкольники под руководством И.И., благодаря занятиям по аппликации, приобрели умения проявлять творчество, создавать интересные выразительные изображения.

виды аппликации из бумаги

Научились сравнивать предметы и их части по форме, цвету, умению сравнивать свои работы с образцом и работами товарищей, анализировать и делать выводы.ручные аппликацииДети дошкольного возраста очень любят цветочную тематику. Воспитатель И.И. для занятий с детьми на тему аппликация  цветы. Использовала различные виды материала: цветную, гофрированную бумагу, салфетки, картон, пластилин.  Дети её группы делали прекрасные цветы (маки, розы, гвоздики)  из шаблонов. Оригинальные аппликации получались  с использованием приёма обрывания бумаги («Цветочная поляна», «Одуванчики», «Цыплята»  и т.д.), а так же из салфеток, которые подчёркивают мягкость и пушистость животных, птиц. Умело использовала И.И. комнатные цветы, имеющиеся в группе (как цветущие, так и декоративные с оригинальными листьями) для занятий аппликацией с натуры. Именно на этих занятиях дети её группы научились передавать не только форму предмета, подбирать цвет, но приобрели умение соблюдать пропорции предметов по отношению друг к другу (кашпо и цветок, листья цветка, соцветия и т.д.).  Дошкольники под руководством И.И., благодаря занятиям по аппликации, приобрели умения проявлять творчество, создавать интересные выразительные изображения. Научились сравнивать предметы и их части по форме, цвету, умению сравнивать свои работы с образцом и работами товарищей, анализировать и делать выводы.

Значит, можно смело сказать, что  вид деятельности аппликация  способствует развитию анализа, сравнения, обобщения, т.е. в целом идёт процесс развития мышления.  

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ