Деление целого на части

Деление целого на части для дошкольников

Деление целого на части является важным направлением в подготовке дошкольников к вычислительной деятельности, умению понимать смысл задач и в их решении. С необходимостью деления дети дошкольного возраста сталкиваются очень рано — в повседневной жизни, игре. Например, кто из нас не делил апельсин, мандарин, яблоко и прочее.

деление целого на части в старшей группе

Или, все дети знают, что у них есть разные игрушки, они берут необходимую игрушку и действуют с ней. В теории это означает, что они выделили определённую часть игрушек. Но это совсем не означает, что они умеют и могут разделить целое на части.

Деление целого на части задачи

Педагогический опыт подсказывает, что без целенаправленного обучения делению целого на части, у дошкольников не сформируется понятий «целого» и «части». Если глубже заинтересоваться данной темой, то станет понятным, что процесс ознакомления детей с делением целого на части в ДОУ состоит из  трёх основных задач:

  1. Деление множества на подмножества;
  2. Практическое деление предметов на части путём складывания, разрезания, на основе измерения и т.п.
  3. Получение целого из частей, т.е. установление соотношений между частью и целым.

деление целого на части задачи

Решая первую задачу – деление множества на подмножества- взрослые просто обобщают практические навыки  детей, помогая им практически объединить множество предметов в одно целое и показывая, как можно это сделать. Например, собрать игрушки в количестве 8  штук: 4 пирамидки, 4 машинки положить их в одну коробку и сделать обобщение – «игрушки, всего 8 штук, возьми пирамидки», затем спросите: «чего больше: пирамидок и машинок вместе взятых или только пирамидок?»  В данном случае частями будут 4 пирамидки и 4 машинки. Каждая часть меньше целого, так как в коробке лежало 8 игрушек, а осталось 4 машинки. Практически все дети умеют это делать, а словесному заключению, выводу их необходимо научить, закреплять на практике в повседневной жизни, игре, в трудовой деятельности.

Обучение детей делению на части

Обучение дошкольников делению целого на части, практически,  всегда проходит незаметно, но они понимают, что от них требуется делать и усваивают это требование.

деление целогона на части для дошкольников

Пример, в повседневной жизни – у вас есть набор овощей для салата (множество), попросите своего малыша разложить овощи по группам (подмножества): огурцы, помидоры, листья салата и т.п. Попросите ребёнка выделить из данного множества, допустим, помидоры, которые составляют одну часть салата. Спросите: «чего больше помидор или других частей для салата вместе взятых?» Далее проговорите  вывод – овощи для салата – это одно целое, а помидоры – часть, которую следует положить в салат с другими овощами. Точно таким способом  можно научить выделять некоторую посуду из общего её количества, предметы мебели, рабочего инвентаря и прочее.

 Деление целого на части игра типа «собери букет  для мамы (бабушки, сестры)».

Множество цветов – одно целое (букет), пусть ваш сын или дочь выделят из данного множества, допустим, астры. Вывод: букет – это «целое», астры – «часть». Если букет состоит из одного вида цветов, тогда цветы  выделяются по цветовому признаку. Например, из букета гладиолусов выделить красные.

деление целого на части игра

Букет – «целое», красные цветы – «часть». Дидактическая игра с куклами поможет решить все задачи по теме деление целого на части. Например, к кукле Кате пришла в гости кукла Наташа, а у Кати только один кусочек торта (одно яблоко, груша, блин и прочее). Что нужно сделать, чтобы угостить Наташу? Ответ очевиден, а вывод подскажет взрослый. Опыт работы подсказывает, что куклы необходимо подбирать одинаковой привлекательности. В практике работы детских садов были такие случаи, когда дети делили кусочки разные по величине и большую часть  угощения  отдавали кукле более привлекательной по внешнему виду.

Последовательность деления целого на части

Практическое последовательное деление целого на  две части происходит вначале, как правило, на примере с геометрическими плоскими фигурами путём складывания  их пополам (2 равные части), далее половинки делят пополам  и т.д.

В данном случае необходимо строго следить, чтобы дети правильно сгибали форму, налагая одну половинку на другую. Сам процесс деления происходит путём разрывания целого или разрезания канцелярским ножом либо ножницами. Взрослому в данном случае необходимо следить, чтобы форма, данная ребёнку, была разделена поровну. Есть ещё один момент, на который следует обратить особое внимание, дети обычно говорят не «пополам», а «на пополам», и части у них зачастую получаются не равные, а ровные, так как они стремятся сделать работу аккуратно и часто подрезают неровности. Поэтому следует обращать внимание на речь ребёнка и правильное употребление математических терминов. Точная наука требует точного обозначения результатов действия. По такому же принципу делятся различные полоски, ленточки и т.п.

обучение детей делению цнлого на части

Далее идёт обучение составлению из частей целого и делается упор на понятия «целое» и «часть». На данном этапе важно показать детям, как часть относится к целому: часть меньше целого, а целое больше части. Лучше всего это познаётся на практике: детям даётся, допустим, 2 круга – один делится на части, а другой остаётся целым. Путём прикладывания части круга к целому выясняем, что часть меньше целого и наоборот. Когда дети поняли соотношение целого и части, им предлагается составлять из частей целый предмет круг (квадрат, прямоугольник), считая его части. Вместе с взрослыми познают и уточняют, что количество частей бывает разное, чем больше частей, тем сами части  меньше по размеру. Позднее предлагайте малышам геометрическую мозаику, которой, кстати, дети любят играть. Следует обратить внимание на то, что плоские предметы, которые нельзя согнуть делят с помощью условной мерки. В качестве условной мерки может служить кусочек ленты, полоска бумаги, необходимой длины и прочее. В случае, если вы разделили предмет не на равные части, тогда приёмом наложения частей друг к другу уточните – какая часть больше, а какая меньше и сложите эти части так, чтобы получить целый предмет. Вывод напрашивается сам собой – предмет можно разделить и на не равные части, но тогда нельзя сказать, что он разделён поровну. Просто говорим: «Разделили круг на 2 (4,8) частей».

Вопрос: Что дают эти знания детям дошкольного возраста? Необходимо ли давать понятия целого и части? Да, необходимо. Обучение детей делению целого на части позволяет им увидеть соотношения целого и части и усвоить закономерность в вещах и явлениях, скрытых для непосредственного восприятия предметов (смотря на квадрат, мы же не думаем, что его можно разделить, а разделив квадрат, мы его воспринимаем уже по-другому). Кроме того, знания соотношений целого и части способствуют формированию логического мышления, умения находить причинные связи, судить по итогу об исходных данных. Одним словом даст широкий общеразвивающий эффект.

Дидактические игры делению целого на части

Деление целого на части в детском саду закрепляется с помощью дидактических игр. Эти же игры хорошо использовать в домашних условиях.дидактическая игра деление целого на части

  • Сложи картинку из частей – можно играть с геометрическими фигурами, можно собирать разрезные картинки, сюжеты и т.п.;
  • Собери фигуру – фигуры разные по форме, цвету или расцветки;
  • Расставь посуду по местам» — использовать лучше при сервировке стола, играх с куклой;
  • Найди лишнего — например, делим круг, а есть ещё часть треугольника или другой фигуры;
  • Всем поровну – деление яблок, торта, блина и т.п.;
  • Соедини части – получишь целое;
  • Чья мордочка? – составление разрезных картинок;
  • Лепка животных — лепим из частей животное;
  • «Сложи дощечки», «В какую коробочку?», «Кто первый?», «Расставь по порядку» и пр.
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ