День родного языка

родной языкНемного из истории. Международный День родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 21 февраля 2000 года. Дата, 21 февраля, обозначена в честь событий в Дакке (ныне столица Бангладеш), когда от пуль полицейских погибли студенты, которые вышли на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали. Они требовали признать этот язык одним из государственных языков страны.

Одной из важных целей организации этого Дня — защита исчезающих языков, а так же содействия языковому и культурному многоязычию. Ведь именно язык принято считать инструментом духовного и культурного наследия любой нации и народности.

У каждого народа, свои языковые особенности. Важно знать и беречь эти особенности, сохранив самобытность языковой культуры, традиций и образа жизни того или иного народа.

Наверное, излишне говорить о том, что те народы, которые не утратили свою культуру, свой язык, достойны уважения. Но, как говорится, «повторение — мать учения».

Родной язык — это язык матери, отца, бабушки, дедушки, который ребенок усваивает без специального обучения. В процессе воспитания и взросления дети без труда могут овладеть несколькими языками. Классический пример тому — обучение детей в дворянских, купеческих семьях иностранному языку с детства. А примером из жизни являются люди, выросшие в малых селах национальных автономий и округов России, которые владеют двумя языками: родным и русским и наоборот, русским (как родным языком) и национальным языком автономии, на территории которой проживает семья. Это буряты, якуты, эвенки и т.д. В странах СНГ то же можно наблюдать такую же ситуацию.

Так как мой родной язык является русским, то я и хотела бы поговорить о нем, как о родном языке.

Меня коробит от употребления иностранных слов в быту, в коллективах — особенно, когда эти слова по смыслу не совсем точно совпадают с особенностями работы данного учреждения. Приведу пример разговора, свидетелем которого я совершенно случайно стала. Воспитатель детского сада, желая устроиться на работу, слышит в ответ от заведующей этого учреждения: «А что вы нам можете предложить инновационного?» На встречный вопрос, что заведующая имеет ввиду, прозвучал ответ:»Какое новшество вы можете внести в работу нашего коллектива?». Ну, здесь явная путаница понятий «инновация» и «новшество», так как не всякое новшество может быть инновацией, достаточно для этого посмотреть толкование слова «инновация», а во-вторых, о каких новшествах может вести речь человек, ни разу не видевший детей, работу коллектива и прочее. Согласитесь, воспитателю, устраивавшемуся на работу трудно ответить на такой запрос.

Другой пример: директор школы оформляет на работу молодых учителей, настраивает их таким образом: коллектив у них творческий, используют передовые методы и приемы в работе с детьми и родителями. Всё это молодые учителя должны учесть в своей работе. Через год спрашиваю П.К.:»Как ваши молодые учителя работают?» Ответ порадовал:»Т.А. внесла свежую струю в деятельность учебного процесса и внеклассную работу с учащимися», а в глазах удовлетворение и какое-то тепло и свет.

Примеров привести можно много, особенно, если взять и почитать наши объявления и некоторые рекламы.

Задача дошкольных учреждений, школ, учреждений культуры и особенно родителей состоит в том, чтобы наш родной язык был действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Начинать это воспитание необходимо с раннего возраста средствами художественной литературы и фольклора. Именно фольклор и литература являются образцами лаконичности и точности слова. Так, в стихах дети улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают мудрость народа, которая выражается в меткости и выразительности языка. Именно сказки, пословицы, загадки, поговорки, скороговорки показывают нам, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями и т.п.

Не секрет, что в нашей речи много слов-«паразитов», которые, кстати, то же могут употребляться не, совсем, по назначению.

Я просто обращаюсь ко всем родителями, разговаривайте сами правильно, учите своих прелестных ребят правильной красивой речи. Не стесняйтесь сами пользоваться словарями и научите этому детей, словари для этого и созданы. Просто необходимо помнить, что учиться не стыдно и никогда не поздно, как бы банально это ни звучало.

Ведь родной язык — история народа. Изучать его — не праздное занятие, а необходимость.

Мне лично нравятся слова Л.Н.Толстого «Как ни говори, а родной язык всегда остается родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Или слова А.П.Чехова «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ