Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников

Дидактическая игра – игра, направленная на познание, расширение, углубление и систематизацию знаний детей об окружающем их мире, а также на развитие познавательных способностей

дидактическая игра как средство обучения дошкольников
значение дидактических игр в воспитании дошкольников

Значение дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста задачи

Задачами дидактической игры, как и любых занятий с детьми, является:

  • Развитие и усвоение знаний, познавательных интересов и способностей детей.
  • Формирование способов умственной деятельности.
  • Развитие у дошкольников  навыков  активности, самостоятельности, интересной творческой деятельности.
  • Воспитание умений выполнять правила и условия игры, дисциплинированности, дружелюбия, навыков контроля и самоконтроля.

Каждая дидактическая игра содержит свою задачу, которая требует умственной работы, но детьми воспринимается как игровая. Наиболее важны для умственного развития дошкольников  задачи на сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое запоминание и умение наиболее точно давать определения. Любая задача дидактических игр  развивает произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Дидактическая игра в обучении дошкольников отличается от других игр тем, что в ней всегда чётко ставятся познавательные задачи по выбранной тематике. Например, с детьми старшего дошкольного возраста  уместна игра типа: «Раскроем тайну волшебных колпачков», в которой можно поставить познавательные задачи следующего содержания: научить детей рассказывать о предмете, обнаруженном  под колпачком; учить сравнивать  предметы между собой, определять их сходство и различие; описать игрушку, найденную под колпачком; отгадать загадки; составить рассказ, допустим,  про зайца в лесу и прочее. Колпачком может служить любая форма, под которую можно положить предмет. Клара использовала для этой игры колпак Петрушки после праздника Нового года. Как и в любой игре присутствует и игровая задача, которую осуществляют сами  дети и которая определяет их игровые действия, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует внимание детей.

дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста
роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста

Следует знать и помнить, что игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра. Но игровым действиям необходимо детей учить, так как это не всегда практические действия.  Бывает так, когда нужно что-то внимательно   рассмотреть, сравнить, разобрать, припомнить ранее усвоенное и т.п. В дидактической игре детям приходится воспроизводить самые сложные умственные действия, которые выражаются в процессах мышления, восприятия, памяти. Игровые действия определяются поставленными познавательными задачами. Например, Клара с сыном (5 лет) нашли под колпачком  игрушку Зайца, женщина просит ребёнка составить рассказ на тему «Заяц в лесу». Они вместе определяют игровые действия – ребёнок должен подумать, как  заяц оказался в лесу,  вспомнить, чем питаются зайцы, его занятия в лесу, встречи и т.п. и только после этого рассказать, что он считает нужным.

Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста

Обязательным составным элементом дидактической игры является соблюдение её правил. 

дидактическая игра в обучении дошкольников
значение дидактических игр в воспитании детей

Лучше, если взрослые будут ставить детей в такие условия, когда соблюдение правил доставляет детям радость, удовольствие. Для этого хорошо использовать слова или предметы поощрения, слова, отражающие степень овладения детьми теми или иными навыками игровых действий: «еще не очень хорошо получилось; почти хорошо; хорошо; совсем хорошо; молодец и пр.». Это содействует развитию самооценки ребёнка, перспективности в достижении поставленной цели. Иногда возникает необходимость чуть-чуть изменить игровые действия, чтоб выправить нарушенные ребенком правило. Например, воспитатель в игре «Почта» поставила детям задачу: сегодня почта принимает посылки, следует упаковать предметы в коробочке так, чтобы они лежали плотно друг к другу.  Люда принесла открытку,  «приёмщик посылок»  возмутился и не захотел принимать её,  тогда воспитатель, чтобы не огорчать девочку, предложила девочке купить конверт и попросила «приёмщика» оформить открытку виде небольшой бандероли. Правда, пришлось тратить дополнительное время на разъяснение значения слова «бандероль», но  оно того стоило. И Мила, и «приёмщик посылок» справились с поставленной перед ними задачей.  Между детьми не возникло ни обид, ни спора

Значение дидактических игр в обучении детей

В детских дошкольных учреждениях  педагоги используют дидактические игры,  направленные на развитие речевого творчества дошкольников.

виды дидактических игр для детей
виды дидактических игр для детей дошкольного возраста

Например,  Клара с сыном часто проводила рекомендованные воспитателем дидактические игры, в которых требуется произносить одно и то же слово с изменением ситуации. Женщина говорит сыну: «Скажи выражение: «самолёт, летит» так, чтоб чувствовалось, что ты радуешься» или «Как сказать, чтобы люди поняли, что тебе страшно, т.е. с ужасом или спокойно, т.е. повествовательно».  Или, Татьяна Васильевна перед тем, как познакомить детей пятилетнего возраста со стихотворением С. Есенина «Берёза», провела дидактическую игру «Чудесная шкатулка» — внесла шкатулку и заинтересовала детей: «В шкатулке лежат интересные картинки, вы будете вынимать их по одной и рассказывать всем детям, что на них нарисовано и дать описание выбранной вами картинки». На картинках была нарисована  берёза в разные времена года, несколько картинок с изображением берёзы зимой. Дети увидели берёзу, обсыпанную снегом, берёзу на закате, в инее.  По вопросам они педагога подобрали много эпитетов, сравнений и выразили восхищение красавицей берёзой. Только потом воспитатель прочитала им стихотворение. Приведённый пример показывает, как  с помощью дидактической игры  дети могут успешно справиться с заданием взрослого: обогатить словарь, научиться правильным интонациям,   быстро запомнить красивое стихотворение.  Игра в слова поможет обогатить речь дошкольников и их рассказы будут  гораздо интереснее. Например, утром выходного дня я просила своих детей подбирать слова на тему: «Какое сегодня утро?», ответы были, примерно, такими: если светит солнце, «то бодрое, хорошее, солнечное, радостное, весёлое,  прекрасное и т.п.», если пасмурно – «плохое, хмурое, унылое, будет дождь, серое, пасмурное и пр». Каждая дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста  даёт упражнение для умственного развития детей и их воспитания. Но необходимо учитывать, что любая  дидактическая игра как средство обучения дошкольников  должна быть увлекательная и сочетаться с шуткой, юмором, что значительно мобилизует умственную деятельность детей, облегчает выполнения задания. Дети, приученные к любым играм, в том числе и дидактическим, придут в школу хорошими организаторами игр и  соревнований, прекрасными товарищами.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ