Экологическое воспитание дошкольников

В статье «Интерес к дикой природе» немного говорилось о знакомстве детей с дарами леса, труде для дошкольников. Я ознакомила вас, дорогие читатели, с вопросами из опыта работы воспитателей сельских дошкольных учреждений по знакомству дошкольников с трудом взрослых на селе, и как приучать детей «любить труд на родной земле». Затронуты и многие другие вопросы, так или иначе связанные с воспитанием экологической культуры и развитием знаний дошкольников о предметах ближайшего окружения, явлениях окружающей действительности.  Любые знания, полученные в дошкольном детстве, закладывают основу физического, умственного, интеллектуального, экологического развития и нравственного воспитания детей.

цели экологического воспитания детей

Экологическое воспитание детей

Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении духовной сферы ребёнка, в способности сформировать у детей положительные нравственные качества через взаимодействие с природой.

Задачи экологического воспитания дошкольников

заключаются в   формирование экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение.

Задачи экологического воспитания детей:

  1. Расширение представлений о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях  в природе.
  2. Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе и бережное отношение к ней.
  3. Воспитать умение бережно относиться к своему здоровью.

экологическое воспитание дошкольников цели и задачи

Цели экологического воспитания дошкольников

Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует  начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Цель экологического воспитания детей:

  • Развивать у детей наблюдательность, внимание  и любознательность в процессе        ознакомления с природными явлениями.
  • Способствовать развитию эстетического воспитания в процессе ознакомления с природой.
  • Воспитывать интерес и любовь к растительному и животному миру.
  • Упражнять в определении состояния погоды (солнечно, дождливо, ветрено и прочее).
  • Расширять представления о наиболее распространённых растениях и животных родного края, учить распознавать их по внешнему виду и правильно называть. Знать о культурных растениях, уметь их различать по форме стеблей, листьев, колосков и т.п.
  • Знакомить детей с изменениями жизни животных и зверей в  разное время года.
  • Давать понятия о движении воздуха о переходе воды в твёрдое состояние и обратно в зависимости от температуры воздуха.

роль природы в экологическом воспитании дошкольников

Все задачи и цели экологического воспитания детей дошкольного возраста решаются в повседневной жизни в процессе наблюдений, выездов на природу, работе на приусадебных, дачных участках, во время рассказывания и чтения художественных произведений, просмотра телепередач, художественных,  документальных, учебных фильмов.

Значение экологического воспитания дошкольников

Какова роль природы в экологическом воспитании дошкольников?  Природа – первый источник эстетического воспитания ребёнка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать и ценит её красоту. Окружающая среда является не только источником развития ума, но и средством воспитания нравственных чувств детей. Самым действенным средством для этого будут наблюдения объектов природы, участие в труде, что повышает экологическую воспитанность детей. О значении экологического воспитания детей  читайте в статье «Особенности отношения к природе детей дошкольного возраста».

значение экологического воспитания дошкольников

Игры экологического воспитания дошкольников

Всё-таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом  усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Приведу в качестве примера игры экологического воспитания, которые используют воспитатели ДОУ с детьми в своей работе.

  1. «Назови одним словом». Взрослый перечисляет лесных зверей (волк, лиса, олень, белка и т.п.), ребёнок должен сказать, что это «звери». Таким же образом происходит игра с названием деревьев, цветов, птиц и прочее.
  2. «Знаешь ли ты грибы» — беря картинку гриба, дети называют гриб и уточняют съедобный он или нет.
  3. «Угадай, чей голос?» — кто-нибудь за ширмой или дверью имитирует голоса животных, птиц, а дети должны угадать и назвать животное, зверя, птицу.
  4. «Каркающие слова» — после того, как дети узнали ворону, задайте им вопрос, как рыбы каркают? Наводящие вопросы: рыбы живут в реках. Они бывают большие и маленькие. Предложите детям назвать рыб, где встречается слог «кар». Вопрос: «Поняли, как рыбы каркают?» (карась, карп, пескарь). Предложите ребятам вспомнить слова со слогом «кар». (картофель, Карабас, картинка, карандаш и т.п.)игры экологического воспитания дошкольников
  5. «Кто быстрее?» — устраиваются соревнования между ребёнком и взрослым или между детьми. Даются картинки с изображениями деревьев, кустарников, ягод, зверей, птиц и прочее. Далее – задания: собрать лесную поляну,  ягодную поляну, лес, лесные грибы и т.п. Кто быстрее?
  6. Игра-импровизация «Обитатели космоса» — имитировать движения космонавтов в невесомости под музыку.
  7. «Угадай растение» — взрослый даёт описание знакомого растения, а ребёнок должен угадать. После каждого описания желательно давать новые знания об известном растении.

Формирование экологического воспитания дошкольников происходит при наблюдениях и прогулках  в парк, лес, где уместно загадывать детям загадки о птицах, зверях, грибах, ягодах, деревьях, кустарниках и т.д., читать стихи – например — вы гуляете по весеннему парку, вспомните с ребёнком какое стихотворение о весне он учил в детском саду, пусть расскажет, сравните описание природы в стихотворении с увиденным в парке. Сами почитайте стихотворение или расскажите рассказ. Самые  запоминающиеся стихи о весне Тютчева «Весна», «Весенние воды», Плещеева «Весна», Аслександрова «Салют весне», Маршака «Весенняя песенка», Токмаковой  «Весна»,  рассказы В.Бианки, М. Пришвина, М. Джалиля «Вольные ветры» (в сокращении) и прочее. Когда идёт разговор о природе, её изменениях, загадывайте детям загадки типа: «Набухают почки, появляются листочки, всюду гомон, птичья трель, это в лес пришёл… (апрель), «Это он присел на сук и стучит «тук-тук» (дятел), «На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь» (подснежник). Отгадал ребёнок загадку, поговорите о явлении природы, изменениях погоды, о птицах, насекомых и т.д.

игры экологического воспитания детей

Интересны так же игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста познавательного и природоведческого характера:

  • Игра с мячом. Ребёнок бьёт мяч и на каждое движение называет зверя (растение, птицу).
  • «Растения леса. Сада, огорода» — проводятся аналогично.
  • «Цепочка» — выбирается картинка с животным (птицей, деревом, цветком). Взрослый и ребёнок по цепочке называют по очереди по одному признаку данного объекта. Например, «подснежник» — цветок, белый, растёт ранней весной, любит влагу, растёт в лесу и на полянках около леса, самый первый весенний цветок.
  • «Что это такое» — взрослый даёт описание объекта, а ребёнок должен угадать, что это или кто это. Например, овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, съедобное, его можно встретить на крестьянском дворе, из него вылупляются цыплята. Можно назвать часть признаков, если ребёнок догадался и назвал объект, то пусть дополнит признаки данного предмета сам.
  • «Что будет, если…?» — здесь даются задания, связанные с охраной окружающей среды, типа: «Что будет, если в речке мыть машину? А если много машин?»

Аналогично о костре, пойманной бабочке, червяке, мусоре после обеда и прочее.

Знакомьте детей с планетами, животным и растительным миром, произведениями искусства. Систематизируйте знания ваших детей о явлениях природы, среде обитания зверей, животных, птиц, о взаимосвязях  живой и неживой природы. Воспитывайте желание охранять и оберегать окружающую нас природу.

Желаю вам удачи и интересных творческих открытий.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ