Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни

К большому своему сожалению, мы нередко сталкиваемся с бедностью чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина бедности чувств – эти люди в раннем детстве не получили эмоциональной окраски в проявлении своих  чувств. Не буду вдаваться в подробности недостатка эмоциональности в чувствах, а позволю себе сказать, что бедность в эмоциях часто служит развитию чувств в искажённом виде.

эмоциональное развитие и воспитание

Эмоциональное воспитание детей

Уже в раннем детстве, а точнее, на втором году жизни малыши готовы овладеть основными функциональными действиями, в том числе и навыками самообслуживания. Молодым родителям следует помнить, что на втором году жизни ребёнку легче овладевать необходимыми действиями, если на первом году жизни мама, папа уделяли внимание развитию его начальных умений: откликаться на просьбу взрослого улыбкой, гулением, лепетом, произнесением отдельных звуков и т.п., сочетать двигательные проявления с мимикой, голосом и прочее. В данном случае важно установление связи между восприятием окружающего и ощущениями малыша, которые должны получить определённую эмоциональную окраску. Чем необходимо руководствоваться родителям в воспитании эмоций  у детей? Рецептов на данный вопрос нет. Ведь каждый человек неповторим, и развитие эмоций у каждого идёт по-своему. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Эмоциональное воспитание в семье

Виктория заметила, что её сынуля (2 г.) стал настаивать на своём, упрямиться, отвергать её запреты. Однажды дотянулся до её бус, которые она не разрешала трогать.

эмоциональное воспитание

Понаблюдав за ним, Виктория поняла, что бусы мальчика совершенно не интересуют, ему просто интересен сам процесс и достижение результата – дотягиваться до них и взять. Тогда Виктория переложила бусы в недоступное для ребёнка место, а на их место поставила красивую коробочку. Сын дотянулся до коробочки и долго сидел, открывая и закрывая её. Мама выразила радость, что сын самостоятельно дотянулся до коробочки. Её радость вызвала довольную улыбку на лице ребёнка. На следующий день мать в коробочку положила игрушку  из  шоколадных «киндер — сюрпризов» и  выразила удивление, когда малыш достал её.  Затем вместо коробочки появились  корзинка с цветами, матрёшка, пирамидка, новая машинка и т.д. Представьте, если бы женщина просто запретила малышу не трогать бусы,  строго бы следила за этим. Ответ прост: ребёнок всё равно  удовлетворил бы свой познавательный интерес, но не приобрёл  тех важных умений, которые он освоил в процессе действий с предметами, лежащими на месте бус, не научился бы радоваться новым впечатлениям. Я могу привести множество примеров, когда родители освобождали место в нижних шкафах стенок для игрушек, красок, пластилина, которыми бы их дети могли в любое время пользоваться. Спокойная окружающая обстановка уравновешивает состояние детей и помогает им совершенствовать имеющиеся действия, закреплять умения, проявлять элементы творчества. Чем больше у ребёнка будет отработано новых действий, тем больше он получит эмоций. В раннем и дошкольном детстве следует стараться, чтобы ваш малыш получал как можно больше положительных эмоций. 

эмоциональное воспитание ребёнка

Я всегда пишу о том, чтобы любые задания соответствовали возрасту, так же это касается и действий, которые ребёнок должен произвести с теми или иными предметами, игрушками. Давайте рассмотрим такой пример: малышу 2 года 6 месяцев. Папа требует, чтобы он завязывал сам шнурки и застёгивал у кофты пуговицы. Пальчики не слушаются, пуговицы в петли не попадают, мальчик сердится, иногда плачет, но папа настойчив. Вот вам пример отрицательных эмоций. Да, такие действия производить необходимо для развития мелких мышц кисти руки. Но малыш в возрасте два с половиной года не в состоянии этого понять, да к тому же в силу возрастных особенностей ему трудно, а некоторым детям и невозможно справиться с таким заданием.

Эмоциональное воспитание в детском саду

Для таких случаев в детских учреждениях детям в возрасте до трёх лет предлагают специальные шнуровки типа: зашнуровать жилет для куклы, соединить шнурками красивые ленточки и прочее, то же самое и с пуговицами. Такие интересные задания побуждают малыша к новым действиям, они, пусть не сразу, но с удовольствием стараются выполнить работу, а, значит, у них возникают положительные эмоции от собственных действий. Как правило, все атрибуты красивы, привлекательны, и дети с удовольствием выполняют сложные действия. К тому же от них пока не требуют результата. Но поверьте, малыши вновь и вновь подходят к данным атрибутам и упорно стараются достичь цели. Часто воспитатели используют приём: вносят хорошо забытую игрушку, которой дети радуются как новой и вновь долго ею играют.

эмоциональное воспитание и его задачи

Условия эмоционально нравственного воспитания детей в детском саду – их общение с детьми и взрослыми в игре, на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Эмоциональное воспитание в повседневной жизни

Немало времени многие малыши проводят на кухне вместе с мамой. Людмила нашла прекрасный выход, чтобы её сын Матвей был занят: женщина давала ему мелкие игрушки, 2-3 небольшие миски или кастрюли с крышками. Матвей долго и увлечённо гремел данной мамой посудой, вкладывал и вынимал игрушки, перекладывал их из одной тары в другую. Сколько радости у Матвея вызывала эта игра! А сколько пользы? Малыш познаёт свойства предметов – у одних крышки громко стучат о кастрюлю, у других – меньше, малыш подбирает крышки по цвету, форме, размеру, долго рассматривает их, чтобы правильно применить и у него не остаётся времени капризничать. Не надо бояться, что таким образом вы избалуете своего ребёнка. Он вскоре подрастёт, и кухонная утварь перестанет его интересовать,  найдутся другие занятия. Важно, чтобы взрослые не упускали моменты: своевременно помочь малышу приобрести новые знания, овладеть новыми действиями и получить новые эмоции. Следует учитывать, что без помощи взрослых дети не получат никакой новой информации. Именно взрослые своевременно должны дать детям новые знания, помочь приобрести новые двигательные и речевые навыки. 

эмоционально нравственное воспитание

Вот как Людмила контролировала все действия Матвея. Давая задания типа: «Возьми круглую крышку. Закрой белую кастрюлю (женщина прекрасно знала, что никакая другая крышка не подойдёт к белой кастрюле) и т. п. Все правильные действия малыша она поощряла похвалой, заставляла словами проговаривать свои действия.

Подчеркиваю, что ни в коем случае нельзя торопить ребёнка, запрещать ему что-нибудь необоснованно. Наблюдая за действиями детей, помогите им перейти от неумения к правильным действиям. В этом случае дети испытают радость, новые эмоциональные удовлетворения от новых действий с игрушками и предметами заинтересованности взрослых.

Есть и такие моменты, от которых дети могут получить неприятные ощущения, боль. Например, горячий чайник, утюг, огонь в печи или камине. Только взрослые, проявив свою заботу и нежность к ребёнку, могут помочь ему правильно действовать с подобными предметами, укротить детскую любознательность. Например, Екатерина, видя, что её дочь Лена всегда тянется к горячему утюгу,  аккуратно убирала её руку от утюга, но каждый раз действия девочки повторялись. Однажды Катя, оставив  теплый  утюг (чтобы девочка не могла обжечь руку), отошла в сторонку и наблюдала.

e`motsionalnoe-vospitanie-detey

Лена тут же подскочила к утюгу и дотронулась до него, рука мгновенно отдёрнулась, девочка испуганно посмотрела на маму. Катя пояснила, что утюг горячий, будет больно, если его тронуть рукой. С тех пор девочка к утюгу не проявляла никаких эмоций. Точно таким же способом можно позволить малышам потрогать пальчиком, под контролем взрослого, горячую кастрюлю, чайник и прочее. В таких случаях отрицательные эмоции пойдут детям только на пользу, так как они приобретут новые знания о предметах  и их свойствах. Со временем эти знания им пригодятся. Следует только внести в обычную для ребёнка среду  новый предмет или группу предметов. Главное всегда учитывать стремление и желание малышей и помочь им приобрести новые знания, опыт.  Опираясь на желания и стремления своего малыша, взрослые ненавязчиво, не авторитарно побуждают малышей к новым способам различных действий.

Эмоциональное воспитание и его задачи

Эмоциональное воспитание детей в семье желательно строить:

  • На умении отзываться на радость и боль близких им людей;
  • Доброжелательно относиться к окружающим людям;
  • Научить детей понимать содержание литературных произведений и суметь выразить своё отношение к героям данных произведений:
  • Уметь замечать красоту родной природы и проявлять своё отношение к окружающему;
  • Сформировать у дошкольников представления о явлениях природы, о взаимодействии растительного и животного мира. Суметь доставить детям радость от общения с природой. Стараться дать как можно больше положительных эмоций, не забывая и об осторожности.

Воспитание эмоционального поведения достигается в процессе выполнения перечисленных и многих других задач.

Advertisement

Комментарии закрыты.