Физкультурная пауза

Вернувшись на работу в детский сад в качестве методиста, я поняла, что многие молодые  педагоги  затрудняются в вопросах проведения  физкультурных пауз в работе с  детьми в течение дня.

В.А Сухомлинский писал

Что «забота о здоровье – это важный труд воспитателя», поясняя  эту  мысль тем, что от хорошего fizkulturnie-minutki-dlya-doshkolnikovфизического состояния  детей зависит их умственное  развитие, восприятие нового. При любой  деятельности  мышцы детей  испытывают большую нагрузку не только на позвоночник и мышцы туловища, но устают глаза, кисти  рук.  Все виды занятий, не связанные с движением, являются тяжелой  ношей  на весь организм дошкольника. Они быстро устают, внимание рассеивается, теряется интерес к  работе. Утомление у детей проявляется по-разному: одни начинают зевать, крутить головой в разные стороны, разговаривать, другие – разговаривают, мешая рядом сидящим, отвлекаются, раздражаются. Самым лучшим способом привлечь детское внимание являются  «кратковременные физические упражнения» или так называемая физкультурная пауза.

Задачами  таких упражнений  является

  •  успокоить нервную систему ребенка;
  • восстановить работоспособность детей;
  •  переключить внимание детей с одного вида деятельности  на другой;
  •  снять напряжения с разных групп мышц, вызванное неподвижным или малоподвижным состоянием;
  • развитие координации движений, речи, памяти.

utrennyaya_gimnastika_0Основные требования к физкультурным паузам

Упражнения, используемые в них должны быть просты, интересны, доступны детскому пониманию, носить игровой характер, охватывать большие группы мышц и снять с них напряжение. Проводится  2-3  вида движений, и повторяются они  2-3 раза. Где обычно используются паузы?

  1. На всех занятиях, предусмотренных Программой  дошкольных учреждений, кроме занятий по физической культуре и музыкальных;
  2. Для концентрации детского внимания на что-либо;
  3. Просто для того, чтобы успокоить малышей и перейти к нужным играм, занятиям.

Во время организации образовательной деятельности при первых признаках утомления необходимо проведение кратковременных упражнений.  Утомления у детей 3-4 лет наступают через  7-9 минут,5-6 лет — через 10-12 минут и у детей в 7-8 лет — через 12-15 минут. Опытные воспитатели четко улавливают момент необходимости проведения физкультурных пауз.

Есть несколько разновидностей  физических упражнений способствующих   снятию  напряжения, усталости у детей:

  1. Физкультурные разминки1261763312_fiz

    Они, как правило, бывают двигательные и двигательно-речевые. И те и другие активизируют работу мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы, улучшают внимание, активизируют память, развивают воображение, речевые навыки. Детям нравится выполнять эти движения под музыку, счет или небольшие четверостишие. В двигательные  паузы  можно брать упражнения из комплексов утренней гимнастики.

  2. Упражнения для глаз

    В настоящее время у детей нагрузка на глаза огромная: телевидение с его круглосуточными детскими программами, сотовые телефоны, компьютеры и другие современные штучки, которыми они пользуются. А отдыхают глазки, в основном, только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз  необходима для детей всех возрастов в целях профилактики нарушений зрения.  Для детей младшего дошкольного возраста лучше подойдут упражнения в сопровождении стихотворного текста типа: « Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз…», «Пчела – оса», где дети переводят взгляд с одного  предмета на другой (вместо предметов  могут быть игрушки. картинки ), «вправо, влево смотрит кошка», «Вверх ты руку подними на игрушку посмотри».

  3. Для дошкольного возраста

    Держать в руках карандаш или кисточку — огромный труд. В итоге мышцы руки и пальцев быстро устают и требуют расслабления. Что может быть лучше гимнастики в этом случае? Конечно же, упражнения для пальцев, которые расслабляют мышцы рук, вырабатывая ловкость движений. Кроме того, такие упражнения развивают память, так как в них нужно много запоминать (положение пальцев, последовательность движений и просто стихи), эмоциональность, помогают формированию добрых взаимоотношений меду детьми и взрослыми. Ещё одно достоинство таких упражнений – они  развивают детское  восприятие и умение вслушиваться в речь взрослого,  способствуют развитию детской речи и, что очень важно, готовят руку к письму. Именно тренировка движений пальцев улучшает работоспособность коры головного мозга, способствует развитию  мышления ребенка. Пальчиковые игры можно использовать в любое время в режиме работы с детьми.

zdor4.Релаксационные упражнения

Известно: когда ребенок взволнован, возбужден, возникает избыточное напряжение некоторых групп мышц. Возникает необходимость снимать это напряжение, расслабляя отдельные группы мышц. Релаксационные упражнения рекомендуется проводить после занятий физической культурой, после игр-соревнований, спортивных развлечений, а так же после некоторых музыкальных занятий.

Хочется порекомендовать  молодым  педагогам и родителям: при проведении таких упражнений расслабление должно быть спокойное, приятное, желательно проводить его под хорошую музыку, не повышая голос. Следует так же помнить, что не желательно использовать  разные упражнения. Выбранные  вами  упражнения  повторять  не более 2-3 раз.

Таким образом, физкультурные паузы,   можно использовать в работе с детьми с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют двигательную и речевую деятельность детей, развивают их память, воображение, восприятие. А  при организации умственной, художественной деятельности детей  подобные паузы  являются обязательным и продуманным элементом. Они необходимы и важны  для здорового активного отдыха.  И, наконец, это просто интересно, весело, полезно.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ