Фонематический слух детей дошкольного возраста

произношение слога В статье «Развитие фонематического слуха у детей» обращалось внимание на выделение гласных звуков в слове, твёрдых и мягких согласных, звукоподражание и соблюдение интонаций в голосе.

Произнесение слогов

Наша речь при нормальном произнесении делится на слоги. Если ваш малыш хорошо произносит звуки, то проблем никаких не будет, так как произнесение каждого звука и определение детьми какие звуки стоят впереди, какие сзади и составляют звуковую форму слова. Просто необходимо научить малышей  правильному проговариванию слогов в слове и  слов в предложении, соблюдая интонацию, выделяя то или иное слово. А в слове тот или иной звук.

Развитие речевого слуха

Знакомя детей   с понятием слова «звук», выделением  звуков в слове, необходимо  научить их  видеть разницу в произношении звуков. Например «з — зь», «т — ть», «с — сь» и прочее. Следует научить различать гласные и согласные звуки. Хорошо использовать в этом случае дидактические игры  типа «Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт?» (Игры – универсальные, можно использовать  при изучении любых тем). Пример: Игра «Кто в домике живёт?,  вы  объясняете детям правила игры, говоря,  что в домике живут звери: лиса, медведь, заяц, осёл  и т.п. (можно называть  животных, птиц, насекомых и прочее). Домик за речкой и пройти к нему можно только через мостик. Но мостик не простой, он волшебный, живёт там Ворон. Он встречает всех, кто приходит в домик. Ворон пропустит зверя в домик только после того, как  пришедший  ответит на его вопрос. Правильно ответишь – пройдёшь в домик, а если неправильно, то надо подумать и ответить правильно или попросить помощи у других зверей.  «Смотрите, — говорит взрослый,- идёт Лиса. Ворон спрашивает: правильное произношение слога «Кто идёт? Лиса отвечает: «Это я, Лиса». Ворон: «Назови первый звук в слове «Лиса». И так проходят все звери. Если занятия идут  индивидуально, то в случае затруднения  взрослый подсказывает ребёнку ответ, а, если группа детей, то можно привлечь к помощи других детей. Данную игру можно проводить, используя игрушки, персонажей кукольного,  настольного театров, а так же можно распределить  роли детям, надев им  маску  животного.

Таким образом, задача перед детьми ставится в интересной игровой ситуации, для детей 4-5 лет такой способ решения задач является оптимальным, так как:

  1. Дети с удовольствием принимают любую задачу и в игровой форме, подобные задачи решаются ими  легче и быстрее.
  2. Параллельно с выделением звука в слове следует учить детей интонационно выделять заданный звук. Например, в том же слове «лиса»  нацеливаем ребёнка более громко произнесте  в слове «Лиса» звук «ль», а затем произнести этот звук изолированно.

Способ работы, в данном случае следующий: на начальной стадии взрослый произносит слово, интонационно выделяя нужный звук, и произносит изолированно выделенный звук.  Затем малыш повторяет за ним слово и звук. Далее ребёнку показывается игрушка, картинка, и побуждаем малыша называть словом игрушки или изображения на картинке, затем взрослый произносит  нужный звук и просит интонацией выделить его и только потом изолированно произносить звук. И так со всеми звуками.

  1. Детям 6 лет уже следует предлагать выделять звук без интонационного его произнесения. Кроме того, детей в данном возрасте учат определять количество звуков в слове.  При этом используются:

  • фишки. Выделим первый звук, ставим на стол фишку, второй – опять фишка и т.д., пересчитываем фишки и таким способом узнаём количество звуков в названном слове. Начинать такую работу лучше со слов с тремя звуками. Постепенно прибавляя их количество.
  • схемы. Детям предлагаем полоску бумаги с нарисованными клетками. В задачу ребёнка входит – ставить фишку на клетку. Затем задание усложняется: поставить в клеточке вместо фишки условные черточки, крестики, точки, галочки и т.п.
  • дети сами называют звук и чертят на полоске бумаги заданную фигуру (кружок, квадрат и прочее). Начерченные фигурки пересчитываются, и получается ответ: сколько звуков в заданном слове.
  • во второй половине года детям шестилетнего возраста желательно давать буквы и просить находить эти буквы, соотнося их значение с произнесённым  звуком.  Как правило, дети справляются с поставленной перед ними задачей. Затруднения у них вызывает выбор букв на звуки «б, к, д». Даёте слова с этими буквами, значит, внимательно следите  за правильностью выполнения задания. Например, в слове  «огород» — дети поставят букву «т», поправьте их, произнесите  это слово во множественном числе: «огороды», «боб – бобы», «мак – маки» и т.п.

Проводя подобную работу, мы не только учим детей выделять звуки, но и добиваемся правильной артикуляции речевого аппарата , обращаем внимание на выразительность речи. Напоминаем, что говорить слова надо на выдохе, приучаем внимательно слушать заданное слово, чтобы правильно выделить звук.

Формирование фонематического слуха

формирование фонематического слуха При работе над формированием фонематического слуха  детей решаются следующие задачи  их развития:

  1. Воспитать речевой слух, то есть развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятия заданного ритма и темпа речи.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием: умение производить короткий вдох и длительный плавный  выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Добиваться правильного произношения всех звуков родного языка.
  6. Формировать умения произносить слова и фразы в умеренном темпе, чтобы окружающие ребёнка люди могли понять его речь.
  7. Воспитывать интонационную выразительность речи — умение точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью восклицаний, вопросов, ударений, темпа, ритма и тембра речи.

Развитие речевого фонематического слуха

И вся  работа по звуковой культуре речи  проводится  систематически и ежедневно в обычных разговорах, где мы поправляем малышей, если они неправильно говорят слова, беседах, по дороге в магазин или детский сад, на прогулках, при подготовке ко сну и т.д. При этом следует учитывать индивидуальные особенности  речи малышей.  Исходя из этих особенностей,  подбирать нужные  игрушки,  картинки,  считалки, загадки, скороговорки,  чистоговорки и т.п. для бесед и других видов занятий с детьми.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ