Формирование математических представлений у дошкольников

Элементарные математические представления дошкольников

К моменту поступления в школу дети должны уметь ориентироваться в понятиях о множестве, числе, форме предметов, их величине, научиться ориентироваться в пространстве и времени, делить целое на части, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Читайте  статьи «Знакомим с числами», «Цвет и форма».

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны с необходимостью усваивать абстрактные знания, перейти от действия с конкретными предметами к действиям с отвлечёнными числами. Такой переход требует перестройки  умственной деятельности детей.формирование математического представления

Формирование элементарных математических представлений у детей

В связи с этим необходимо уделять особое  внимание развитию у детей 6 лет умения ориентироваться в некоторых математических  связях и зависимостях (равно; больше — меньше; целое и часть). В этом же возрасте дети овладевают способом сопоставления множеств (1 : 1 – равное количество; 1:2 – 2 больше, чем 1 и прочее), начинают понимать количественные отношения и измерение величин.

Всё это создаёт предпосылки для перестройки их умственной деятельности ещё до школы. Ребята приучаются считать одними глазами, «про себя», у них развивается глазомер, быстрота реакции на величину и форму предметов.

В каждом случае должна быть опора на знания вашего ребёнка, и обязательно должен соблюдаться принципы последовательности и систематичности в изучении материала. Например, Дима по болезни не мог посещать детский сад. Его мама, получив консультацию  педагога,  стала заниматься с ним дома самостоятельно.  Учитывая, что мальчик хорошо считал до 10 как устно, так и пересчитывал конкретные предметы, мама начала работу с изучения состава числа из единиц.

С помощью конкретных предметов они с успехом справились с данной задачей. Дима прекрасно понял, что: 4 – это 1кукла, 1 машинка, 1 лошадка, 1 кружка. Точно так же ему  было дано понятие, что может быть и 4 ложки, 4 стакана и т.п. И так усвоилась тема изучения состава числа из единиц в пределах 10. Поняв, что такое состав числа из единиц, перешли к изучению материала по составу числа из двух меньших чисел, то есть:  4 – это 3 кружки и 1 блюдце; 4 – это 1 одна кружка и 3 блюдца; 4 – это 2 кружки и 2 блюдца;  5 – это 4 и 1; 1 и 4; 3 и 2; 2 и 3;  6 – 5 и 1; 1 и 5; 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3,  и таким образом  прошли тему состава числа из двух меньших чисел в пределах 5.   Сравнивая числа по величине, (9 больше 8), сразу же мальчику предлагалось решить задачу типа: на озере плавали 6 гусей  и 5 уток.  Насколько больше было гусей? Или: на озере плавало 6 гусей, а уток на 1 меньше. Сколько  плавало  уток? Все задачи решаются с помощью картинок или другого наглядного материала. В результате Дима, придя после длительной болезни в детский сад,  занимался наравне со всеми сверстниками сосредоточенно, не отвлекаясь  от заданной темы.

Формирование математических представлений дошкольников

Не менее важно  в данном возрасте развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, способность к обобщению, а так же развитие пространственного воображения и понятий «целое» и «часть».

О понятии «целое» и «часть» следует остановиться подробнее, так как практика показывает, что дети, разделив предмет, считают его как два отдельных предмета. Поэтому лучше знакомить  с делением целого на части на предметах более близких детям. Например, даёте ребёнку плитку шоколада и просите его поделить поровну – одну половину ему, другую – вам. То же самое проделать с яблоком или другими фруктами, печеньем и прочее. Закрепить деление одного предмета на части помогут игровые упражнения по типу кормления куклы (другой любимой игрушки, изображающей животное). «Угостим Катю пирогом» — ставите тарелку для куклы и кладёте пирог, вдруг к Кате приходит подруга Маша. Возникает вопрос: «Что делать?» Ответ прост: «Надо разделить пирог на две равные части», а всё остальное – понятно. Далее переходите к делению на две равные части листа бумаги. И опять добиваетесь от своего малыша, чтобы он понял, что эти две части составляют один лист. Деление на 4 и восемь частей проводится по тому же принципу, что и деление на две части, то есть каждая вторая часть делится  ещё на две части, и каждая четвёртая то же. А понять, что это один лист или предмет  вам поможет способ сложения частей и сравнение сложенного с целым.

игры по математике Гораздо сложнее дать детям понятие – деление на равные части сыпучих и жидких тел. Здесь взрослым необходимо использовать так называемую условную мерку: стакан, ложка и т.п. С помощью стакана измеряется количество жидкости в 1 литре, а с помощью ложки количество крупы или других сыпучих тел в 100 граммах. Будет очень хорошо, если вы измерите количество воды или другой жидкости в одном литре с помощью большого стакана в одном случае и с помощью маленького – в другом. Сравните результат. То же самое и измерение сыпучих тел с помощью большой и маленькой ложек. После сравнения результата  снова делаете вывод и обыгрываете ситуацию с любимыми игрушками малыша.

Элементарные математические представления

Это не только понятия количества и разнообразного устного счёта, но и важны знания и понятия величины и формы предметов, знания об измерении предметов. Реализовывать эти знания лучше всего в повседневной жизни детей, как только представится возможность. Например: в каждом  доме есть мебель, посуда, одежда и прочее. Самое простое сравнить диван и кресло, большой стул с маленьким стулом. Одежду – взрослую и детскую, сравнение игрушек  по размеру и форме, посуды и т.п. Хорошими помощниками в этих вопросах являются дидактические игры и упражнения типа:

  1. «Одень куклу» — детям предлагается вырезанный из картона силуэт, они должны измерить высоту куклы и вырезать ей, в соответствии с этой высотой, платье,
  2. Нахождение в знакомой обстановке предметов заданной формы с последующим их описанием
  3. Выкладывание геометрических фигур из палочек, спичек,  тесемок и прочее.
  4. Рисование различных предметов на листе бумаги в клетку.
  5. Измерение величины с помощью условной мерки. Например, сколько стаканов крупы в одной литровой банке, а сколько стаканов в ней воды?элементы математики
  6. Измерение стола и стула по длине и ширине, сравнение величин. ( условную мерку заготовить так, чтобы при измерении не получилось остатка. Тоже самое касается измерения сыпучих и жидких тел. Могут быть разные мерки, и длина или объём предмета то же разный. Таким образом дети поймут, что результат измерения зависит от условной мерки.).
  7. Целесообразно проводить упражнения или игры на группировку предметов: «Какая фигура лишняя?» ( из числа прямоугольников лишним может быть круг, овал и т.д)
  8. Какой фигуры не хватает?.
  9. Игры на ориентировку на листе бумаги6 выкладывание фигур по квадрату, прямоугольнику, кругу и прочее, используя понятия  «верх, низ, вправо, влево)Игры «Кто запомнит?», «Чем отличается?», «Что изменилось?»,»Парные карточки».
  10. Игровые упражнения,  направленные на ориентировку во времени: какой день был вчера, сегодня, будет завтра; взрослый  называет день недели, а ребёнку предлагает продолжить последующие дни или назвать предыдущий день. По такому же типу проводится работы по закреплению названия месяцев года.

Какие бы задачи взрослые не ставили перед детьми, очень важно научить их  умению сосредотачиваться на заданном материале, не отвлекаться от выполнения задания. Если привычка к сосредоточению не будет выработана, то в детях разовьётся рассеянность – главный бич современных школьников. Из-за рассеянности возникает перегрузка  домашними заданиями (постоянное переписывание, переделывание работы и т.п.), а отсюда и неуспеваемость  школьников.

Поэтому, занимаясь с детьми дома, необходимо следить, чтобы у них не пропал интерес к выполнению  заданий. Если вы заметили, что интерес пропадает или ребёнок устал, лучше сделать перерыв или переключить его внимание на что-то другое, а затем вновь вернуться к заданному  материалу, чтобы довести  дело до завершения.  В противном случае малыш будет отвлекаться и, тем самым, невольно будет упражняться в невнимательности

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ