Формирование словаря детей дошкольного возраста

Словарь детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок должен владеть таким запасом слов, который бы позволил ему общаться с взрослыми, сверстниками, понимать содержание художественных произведений, телепередач, мультфильмов, художественных фильмов и т.д. развитие словаря младших дошкольников В словарь дошкольника прежде всего должны входить  слова, которые вводят его в окружающий мир:

  • Имена близких ему людей, их родственные отношения к нему.
  • Дети должны уметь называть самого себя, части тела своего и других людей.
  • Называть части предметов. Например, у платья, рубашки есть рукава, воротничок, пуговицы; у автомобиля – кабина, кузов, колёса, руль и т.п..
  • Знать и обозначать словами предметы быта с указанием их качеств (величина, цвет, форма), игрушки. С трёх лет необходимо знакомить с классификацией игрушек: транспортные средства, дикие, домашние животные, куклы, мебель и прочее. В соответствии с классификацией игрушек следует давать детям начальные представления о профессиях людей (машину водит шофёр, водитель;  самолетом управляет лётчик; за птицами ухаживает птичница и т.п.).
  • Называть вещи интерьера помещений, в котором живёт малыш, в ближайшем окружении (дворе, на улице, парке и т.д.).обогощение словаря детей дошкольного возраста
  • В возрасте от 3 до 4 лет формируются понятия о растительном мире. Совсем неплохо. Если дети будут знать, что есть деревья и кустарники, у них есть ветки, листья (форма листья, их окраска и прочее).
  • Объекты живой природы – животные, называть части их тела.
  • Обязательно следует знакомить своих детей с видами труда людей, к четырём годам ребёнок должен знать, кем работают его родители, а так же некоторые виды бытового труда.
  • Объекты неживой природы – отличать времена года по основным их признакам.

Активный и пассивный словарь дошкольника

Окружающие предметы привлекают внимание  малышей, они запоминают их названия в том случае, если детям позволяют действовать с ними.  Воспитатель Л.А. в период подготовки к родительскому собранию по теме «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи», показала родителям открытое занятия с двумя подгруппами детей по знакомству с кроликом. Обеим подгруппам  внесла  кролика, дала подробное описание, обратив внимание на его внешний вид, сказала, что хвост короткий, уши длинные, шёрстка мягкая, пушистая. Загадала загадку про кролика. Детям первой подгруппы она не разрешила потрогать животное руками, мотивируя отказ тем, что дети могут напугать кролика и потом надо мыть руки.  активизация словаря дошкольников Вторая подгруппа детей  получила удовольствие потрогать руками кролика, погладить его, ощутив мягкость и нежность шёрстки, провести ручками по всей длине ушей и хвоста.  Дети своим ощущением поняли значение слов «мягкий, пушистый, длинный, короткий». Результат занятий был очевиден: дети обеих подгрупп были рады кролику, выразили своё удивление и восторг. Дети первой подгруппы не усвоили ни одного слова, а некоторые из них, отвечая на вопрос воспитателя «С каким животным они познакомились?», назвали кролика «кисой». Дети же второй подгруппы запомнили не только слово «кролик», но усвоили значение выражений «короткий хвост, длинные уши, мягкая, пушистая шёрстка». На собрании были названы и пояснены родителям задачи развития словаря у детей дошкольного возраста.Ещё дин пример: однажды я пришла в гости к приятельнице, у которой был внук (3,2 года), я принесла конфет и выпечки и попросила мальчика принести мне вазу для гостинцев. Рома принёс вазу для цветов. Вывод: мальчик знал, что в вазу ставят цветы. Что есть вазы для фруктов, конфет и прочее. Он не понимал.

Забота родителей должна быть направлена на активизацию словаря детей дошкольного возраста, чтобы каждое слово ребёнком  усваивалось  в общении и действии с предметами. То есть, ваза – это предмет, в который можно поставить цветы, положить конфеты, печенье и т.п. Отличаются эти вазы между собой формой, цветом и сделаны   из разных материалов. Так будет развиваться и пополняться активный словарь дошкольника, а так же пассивный запас слов вашего малыша.игра в развитии слваря деей дошкольного возраста

Обогащение словаря детей дошкольного возраста  

Развитие словаря детей дошкольного возраста не может обойтись без такого  понятия, как  обобщение. Занимаясь обогащением словаря дошкольников, вы поясняете, что  «Мебель» — это не только стол и стул, но и  диван, кровать, шкаф, буфет, кресло и т.д. Кроме того, следует пояснять, что название предмета не меняется от формы, величины, цвета и места расположения его  в пространстве (словом «стол» может обозначаться не только тот предмет, за которым едят, но и есть маленький журнальный столик. Столы могут быть круглыми, овальными и т.п.) Точно таким же способом даются понятия слов: «посуда, деревья, одежда, обувь»  и прочее.

Обогащение словаря дошкольников происходит за счёт активизации усвоенных понятий слов в речи. Что это значит? Ваш ребёнок должен употреблять в разговорной речи усвоенные слова, называя их местоположение в пространстве, признаки предмета и действия с ним.

Как только ваш ребёнок начал употреблять глаголы, указывающие на действие предмета, будьте уверены – он осмыслил обобщённое значение слова. Обогатит его речь знание признаков данного предмета и умение называть эти признаки.

Игры в развитии словаря детей дошкольного возраста

Если вы будете использовать игры на обогащение словаря дошкольников типа: «Кто в домике живёт?», «Чудесный мешочек» (шкатулка. Коробочка и т.п.), вы добьётесь успешного усвоения понятий необходимых слов и выражений. На обогащение словаря младших дошкольников повлияют настольные игры типа: «Лото», «Домино», а так же игры с кубиками, при помощи которых можно складывать фигуры животных, небольшие сюжеты. На развитие правильной речи ребёнка в семье уместна игра  в  «Телевизор», где взрослый разыгрывает действия с  нужными для усвоения детьми предметами. На развитие словаря детей младшего дошкольного возраста повлияет игра в «Слова», в которой  ребёнку предлагается назвать предметы, обозначающие значение понятий посуда, мебель, деревья и т.п. К 4 годам, желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде, числе и падеже, употреблял в предложении однородные члены, мог бы повторить за вами описание игрушки и небольшого рассказа по картинке. Иры на активизацию словаря дошкольника 5-7 лет – «Эхо», «Телефон», «Фанты» и многие другие.развитие словаря детей в семье

Развитие словаря детей в семье

Формирование словаря детей дошкольного возраста тесно связано с повседневной жизнью ребёнка в семье, детском саду, в общении с взрослыми и сверстниками. Активная познавательная деятельность в быту позволяет детям многое узнать о предметах быта. Взрослые должны обеспечить умение детей употреблять слова в соответствии с предметами и его деталями. Осмотр предмета идёт от общего восприятия его к названию, выделению частей данного предмета, их особенностей и т.д. Знакомство с частями предмета происходит в соответствии с логикой действия с предметом. Так, нельзя знакомить ребёнка с внутренним устройством буфета, не познакомив малышей с дверцами его, их назначением. Основными приёмами руководства познавательной и речевой активностью детей являются отчётливые указания взрослого и точные словесные пояснения в случае затруднений у ребёнка. Используя рекомендованные в статье игры и приёмы работы на развитие словаря дошкольников, вы решаете задачи по формированию словаря дошкольников.     

Внимание к развитию речи особенно важно в первые три-четыре года жизни ребёнка, так как в этот период идёт интенсивный рост мозга ребёнка, и формируются его функции. Кроме того, заканчивается «анатомическое созревание речевых областей головного мозга». Следует помнить, что речевая деятельность – результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Таким образом, можно сделать вывод: занимаясь развитием речи детей в семье, вы закладываете основу для развития  интеллекта малыша, его умственной деятельности, восприятия, мышления.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ