Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Если в раннем возрасте взрослые стремятся обогатить активный и пассивный запас слов, то в младшем дошкольном возрасте (после трёх лет) у детей возникают новые отношения с взрослыми и сверстниками.

Форма речи  дошкольника

общение детей Они больше стремятся к общению, особенно с взрослыми. У них возникает потребность в передаче взрослому своих впечатлений, полученных вне контакта с данным взрослым (мамой, папой и прочее). В данном случае у ребенка  появляется  новая форма речи – сообщение увиденного, услышанного, пережитого, в виде короткого монолога-рассказа. В таких коротких рассказах и осуществляется формирование  словаря детей. Что это значит?  Чтобы рассказать что-либо увиденное или впечатлившее малыша, он должен владеть не только определенным запасом слов, но и знать значение этих слов и уметь правильно употреблять их в своей речи. Другими словами – в этом возрасте слово уже выступает не только как средство общения, но и отражает познание ребенком окружающего мира.

На третьем году жизни появляется грамматические формы, которые выражают отношение малышей к предметам, пространству, времени и прочее. Детские фразы становятся многословными. Именно в этот период времени дети задают множество вопросов типа: «Кто это? Что это?  Почему?» и  т.д. Кстати, детей в этом возрасте очень часто так и называют «почемучки». Как осуществить формирование и развитие словаря детей на данном этапе?  В первую очередь хочу обратить ваше внимание, что  осуществляется данное развитие словаря, прежде всего, в повседневной жизни: различные наблюдения за природными явлениями,  животными, птицами, изменениями в погоде и т.д. Игра, труд, чтение  книг, рассказывание сказок,  заучивание стихов и т.п. так же способствуют формированию и развитию детского словаря.

На данном этапе желательно, чтобы взрослые следили за своим темпом речи: говорили не торопясь, соблюдая паузы, выразительно читали и рассказывали, проговаривая четко слова, поясняя значения новых слов.

Обогащение словаря детей дошкольного возраста

В возрасте с трех лет  появляются в речи детей  слова-определения, обогощение словаря детейхарактеризующие свойства предметов. Например, вкус  овощей и фруктов: кислый, сладкий, вкусный;  конфета, сахар – сладкие и т.п.  Идет углубление знаний о предмете :  например, чайник – у него есть ручка, носик, крышка, он может быть большой и маленький  и т.д. Вводятся так же в активный запас слов:

  • Физические свойства предметов: бумага рвётся, стекло бьётся, а так же характерные признаки того или иного предмета : теплый, холодный, гладкий, шероховатый и т.п.
  • Слова-обобщения –стакан, чашка, кружка, кастрюля – посуда; кубики, мяч, пирамидка и прочее – игрушки.
  • Происходит различие  предметов  по величине: больше — меньше; короче – длиннее; шире –  уже;  толще – тоньше и т.п.п.
  • Идет  знакомство с пространственными и временными отношениями предметов по отношению к друг другу, ребенку: верх, низ, право, лево, части суток (утро, вечер,  ночь,  день, темно, светло).

Лучше всего способствуют обогащению словаря детей:

  1. Труд детей дошкольного возраста

    Пример: папа копает грядку лопатой, ребёнок стоит рядом и смотрит. Папа поясняет: «Смотри, Витя, это большая лопата, у нее длинная ручка, чтобы удобнее было работать. А вот тебе твоя лопатка, она маленькая, так как ты  тоже маленький. У нее  тоже есть ручка, чтобы тебе было удобно работать. Смотри, как я буду держать лопату и копать. (Показывается процесс  работы лопатой). Точно так же знакомим с граблями, лейкой, тяпкой и т.п. Таким образом,  дети за лето усвоят бытовые орудия труда, а некоторые из них освоят в работе.

  2. Наблюдения

    Мама предложила Марине  рассмотреть на кухне буфет, рассказала  и показала части буфета, посуду, которая хранится на полочках, в ящиках. Объяснила, почему так её хранят. наблюдение Подобным образом девочку ознакомили с  комодом, гардеробной, а так же проводили много наблюдений за природными изменениями, погодой. В целом девочка много узнала слов и выражений, их значение, а  так же  назначение вещей и предметов обихода в доме. Расширились её понятия об одежде,  о правильном её использовании в разные сезоны года. Кроме того, Марина  узнала много нового о природных явлениях, птицах, животных и прочее.

  3. Выразительное чтение  и рассказывание детям дошкольного возраста

    Бабушка прочитала Лизе рассказ В.Осеевой «Просто старушка» — после прочтения познакомила девочку со словами «скользко, поскользнулась, портфель». Кроме новых слов девочка получила знания о том, что воспитанный человек всегда окажет помощь  другому человеку, более слабому.

4. Игры  для развития словаря детей

Являются особо сильным и действенным  средством расширения запаса слов и их значения:

  • «Найди себе пару» — на запоминание цвета. Ребёнку предлагается найти для куклы Кати  варежку, ориентируясь по цвету на ту, которая есть у куклы.
  • «Кого покатаем на машине?» Определение величины. Ребенок должен выбрать игрушку по величине, которая будет соответствовать величине  предлагаемой машины.
  • «Что плавает?»  Свойства предметов, образование прилагательных. Предлагаются предметы типа: мяч – металлический шарик;  ложка пластмассовая и металлическая;  различные веточки, пробки, крышки прочее. Ребёнку предлагается бросать предметы в воду и делать соответствующие выводы. Здесь попутно идет знакомство с материалами и их свойствами, а так же усваиваются понятия  «лёгкий – тяжелый».
  • «Кто гуляет на полянке?» — величина, форма, цвет. Куклы разной величины, одетые в разные по цвету платья. Словарь обогащается за счет слов, обозначающих одежду, обувь, их цвет и форму.

Кроме того, хороши игровые упражнения типа: идете с малышом по улице, обратите внимание, какие проезжают машины по дороге, их цвет, величину и т.п., оформление зданий, рекламных щитов, детских площадок и т.д. Летом обращайте внимание детей на растительность на газонах и клумбах.

Следует помнить, что подобное общение способствует не только формированию словаря детей, но и предполагает единство умственного и речевого развития.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ