Художественная литература в освоении детьми знаний о природе

Каждый раз, говоря о вопросе подготовки детей дошкольного возраста к школе, я, наверное, повторяюсь, что при поступлении в школу меняется не только образ жизни дошкольника, условия его деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, но и готовность к школе зависит от уровня физической, умственной, нравственной готовности.

художественная литература в освоении детьми знаний о природе родного края
художественная литература в освоении детьми знаний о природе и обществе

Знания о природе через художественную литературу

Хочу подчеркнуть, что в понятие «умственной готовности» детей относится не только знания и навыки, относящиеся к школьным предметам (грамоте, математике, чтению), но и важна эмоциональная основа  восприятия  знаний, умений, навыков .  

Подвести дошкольников к осознанию  связей между причинными и временными явлениями природы (между условиями жизни и ростом растений, животных, изменения в потребностях живых организмов в природе, трудом человека в природе и получение результатов труда и пр.) – основная задача знакомства с окружающей  природой будущих школьников. В процессе наблюдений и труда в природе решаются и вспомогательные задачи воспитания: бережное отношение и  приобщение детей к элементарному труду в природе.

Например,  воспитатель детского сада Артемьева П.К., формируя у старших дошкольников любовь к природе, стремление больше узнать о ней и умения применять свои знания при уходе за комнатными растениями, учитывала три фактора:

  • Сообщение и закрепления знаний о явлениях и предметах природы;
  • Организацию полезной деятельности, учитывая сезонность;
  • Эмоциональный фактор. В качестве эмоционального фактора использовалась художественная литература в освоении детьми знаний о природе родного края  (чтение стихов, рассказов, стихов, загадок и пр.), что повышает интерес дошкольников к сообщаемым знаниям и вызывает желание применять имеющиеся знания на практике.
художественная литература в освоении детьми знаний о природе и обществе

художественная литература в освоении детьми знаний о природе художественные

Знакомство с растениями через художественную литературу

При сообщении новых знаний о комнатных растениях воспитатель  применяла  практически всегда метод рассказывания о растении, его показа в натуральном виде, рассматривание объекта познания, в конце любого рассказа, как правило, использовала художественное слово для создания эмоционального настроя у детей на дальнейшее познание предлагаемых объектов. Закрепляя знания детей о комнатных растениях, Артемьева П.К. использовала загадки: например, изучая, алоэ воспитатель сама придумала для ребят загадку: «Стебель изогнутый, листья толстые, по краям колючки», дети поняли, что листья алоэ нужно мыть щекой, сама по себе родилась загадка: «Листья какого растения следует мыть щеткой?». Эффективны были и дидактические игры с комнатными растениями типа: «Узнай растение» — на первых порах, детям предлагается узнать,  какого растения не стало среди выставленных знакомых растений, затем дети друг другу загадывают название растения, а одни их них должен найти это растение среди других, далее узнают растение по описанию их внешнего вида, по загадкам.

дошкольникам о природе через художественную литературу
знакомство детей с растениями через литературу

Для узнавания растений по словесному описанию используются викторины о комнатных растениях. Кроме того, в результате знакомства с растениями дети узнали особенности ухода за каждым их них, зависимость их от света, тепла, особенностей почвы и т.п.

Художественная литература в освоении детьми знаний о природе и обществе

Давая знания о природе через художественную литературу, воспитатель научила своих детей замечать красоту природы с помощью наблюдений за её явлениями, птицами, с помощью экскурсий и прогулок в парк, лес. Чтобы активизировать восприятие  красоты природы, дошкольникам читались  стихи, рассказы, сказки, в которых природа была главным героем. Наблюдали дети дошкольного возраста и за посадкой взрослыми деревьев на участке детского сада. Одно дерево дети сами помогали посадить, им было рассказано, что яма и грунт для дерева готовятся заранее, в грунт добавляют  чернозём, минеральные удобрения, золу, песок и пр. Наблюдения за деревьями проводились в разное время года, ребята замечали  изменения в жизни деревьев, травы, птиц в зависимости от природы.

художественная литература в освении детьми знаний о природе летом

Красота природы вызывала у дошкольников желание у детей бережно и заботливо относиться к ней. Эстетические чувства закреплялись и обострялись с помощью художественной литературы. В частности ребятам читались рассказы о природе М. Пришвина, И. Тургенева, Г. Скребицкого, К. Ушинского, В. Бианки, С. Аксакова, К. Паустовского «Собрание чудес», Г. Ладонщикова «Дельный совет», С. Михалкова «Случай на зимовке», А. Усачёва «Мусорная фантазия», стихи А. Пушкина, С. Есенина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева, З. Александровой, Е. Серовой  и многих других авторов. На дом детям и их родителям давались задания – посмотреть передачи по телевизору о животных, птицах, лесе и т.п. Давая задания. Перед детьми ставилось условие – внимательно смотреть и слушать фильм, передачу, а потом в детском саду рассказать всем друзьям о  том, что они видели и что нового узнали.

Хорошо, когда у старших дошкольников воспитывается деятельная любовь к природе, осмысление того, как протекает жизнь природы в целом, её сезонные изменения. Художественная литература как раз способствует формированию  о системе в жизни природы и её изменениях.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ