Художественная литература в развитии дошкольников

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали хорошо известные всем педагоги и психологи К.Д. Ушинский и В.А Сухомлинский.  И это понятно, так как  именно художественная литература открывает детям жизнь общества, чудеса природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

художественная литература в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература в развитии детей

Стоит знать и  помнить, что роль художественной литературы в развитии ребёнка-дошкольника велика — она  развивает мышление, воображение, представление, речь, память, умение понимать и чувствовать отношения взрослых к ребёнку и детей между собой.

Главной целью взрослых в развитии детей является умение вызвать интерес к художественной литературе разных жанров. Научить различать сказку, рассказ, стихотворение, понимать смысл пословиц, уметь разгадывать загадки. Конечно же, необходимо учить дошкольников понимать главную идею любого произведения, правильно оценивать поступки героев, выразительно читать стихи, уметь рассказывать сказки, сочинять свои рассказы.

самообразование художественная литература как средство развития дошкольников

Как вызвать интерес к художественной литературе, решить должны сами родители. Я просто хочу привести примеры из опыта работы трёх воспитателей дошкольных учреждений, которые по-своему решали проблему влияния художественной литературы на развитие дошкольников.

Развитие ребёнка через художественную литературу

Валентина Степановна, руководствуясь особенностями мышления дошкольников (наглядно-образное, наглядно действенное), умела так донести до детей содержание стихотворений, что малыши с удовольствием, легко и быстро их запоминали. Её секрет был прост и в тоже время индивидуален. Любое занятие по заучиванию стихотворений она превращала в театр одного актёра. Естественно, актёром она была сама, используя картинки, зарисовки, предметы быта, игрушки и прочее, что соответствовало содержанию стихотворения. Рассказывая стихотворение, она  наглядно показывала все действия, которые только можно было показать.

роль художественной литературы в развитии детей

Нина Захаровна любила читать рассказы, при любой возможности всегда читала их детям, на прогулке, в утренние отрезки времени, перед тем, как дети ложились спать после обеда. Читала по просьбам одного или группы детей. Причём всегда уточняла различными способами, поняли ли дети содержание рассказа : в одном случае использовала беседы, при наблюдениях на прогулке просила вспомнить ребят прочитанное, давала задания родителям дома послушать пересказ прочитанного в детском саду и т. п.

Эмилия Александровна  сама любила сказки и хорошо рисовала. К каждому рассказыванию сказок она делала свои зарисовки и, рассказывая эпизоды сказок, показывала эти зарисовки. Иногда зарисовки делала в присутствии детей во время рассказывания сказок (цветными мелками на доске, на большом листе фломастерами и т. д.). Вполне понятно почему её дети любили занятия по рисованию на темы русских народных сказок. Их рисунки отличались выразительностью  образов, передачей движений.

Все трое воспитателей, понимая роль художественной литературы в развитии детей, использовали наряду со сказками, рассказами и стихами фольклор:

развитие ребенка через художественную литературу

  • Отгадывание загадок, у детей развивается мышление, а с мышлением — речь.
  • С помощью считалок в детском обществе распределялись роли в игре, назначались ведущие детской деятельности, устанавливалось начало игры. Подобное начало игры устанавливает строгий порядок в ней, обязывает ребят соблюдать правила игры.
  • Дразнилки высмеивают отрицательные качества личности, а значит идёт процесс воспитания нравственных черт характера.

Значение художественной литературы в развитии дошкольников

Детская литература богата по своему составу и содержанию. Подбирая литературу для своих детей воспитатели прежде всего руководствовались правилами:

  1. Следить, чтобы содержание книг соответствовало возрасту и развитию детей. Согласитесь — нелепо рассказывать сказку про репку пятилетнему ребёнку и наоборот рассказ Толстого «Косточка» двухлетнему малышу.
  2. Использовали детскую художественную литературу в разных видах деятельности. Например, на поляне у речки вы наблюдаете обилие цветов. Они просто просили детей вспомнить стихотворение, которые когда-то учили на занятии, сами педагоги вспоминали и рассказывали  стихи из своего детства. Дети очень любят такие моменты.
  3. Развивали читательский опыт детей групп.

Продуманный подбор книг позволяет использовать художественную литературу как средство развития дошкольников.  Хорошо так же известна побудительная сила книги: дети стремятся подражать литературным героям (педагоги следили, каким героям они хотят подражать). Сюжеты многих сказок, рассказов переводили в детские игры. Это подтверждает, что при правильном подборе книг можно оказывать положительное влияние не только на умственное развитие дошкольников, но и на нравственное становление личности, формирование духовных ценностей детей дошкольного возраста.  

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников

Педагоги Валентина Степановна, Нина Захаровна, Эмилия Александровна следили за умениями детей различать на слух все звуки родного языка, учили детей использовать в характеристиках героев сравнения, прилагательные в превосходной форме, применять синонимы, антонимы и обобщающие слова,  обороты речи, эпитеты.

влияние художественной литературы на развитие дошкольников

Дети их групп хорошо понимали образный язык литературных произведений, у них было развито чувство языка и культура слушания. В обязательном порядке следили за дикцией детей и умением выразительно  читать стихи и передавать содержание сказок и рассказов. Тем самым они добивались высокого уровня развития речи, в целом умственного развития дошкольников к поступлению в школу. Кроме того, данными педагогами проводилась работа с родителями: родительские собрания и консультации по темам «Художественная литература в развитии детей дошкольного возраста», «Художественная литература в жизни детей», «Роль художественной литературы в развитии личности» и т.п., родители приглашались на занятия, драматизации сказок, рассказов, проводились конкурсы на лучшее чтение стихов. Вся проделанная работа помогала осуществить решение задач воспитания дошкольников:

  1. Вызвать интерес к книге.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Улучшать исполнительские навыки при заучивании стихов, рассказывании сказок, при перессказывании рассказов, в драматизациях.
  4. Развивать творческие способности дошкольников.
  5. Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов.
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ