Художественный труд дошкольников

В статье «Ручной труд в развитии ребенка» говорилось, что ручной труд – это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, быту, в качестве украшений, подарков и т.п.

Роль художественного творчества в развитии дошкольника

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что ручной труд является одним из любимых занятий  дошкольников. Кроме того, педагогами-практиками замечено, что дети на занятиях ручным трудом проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, успевают сделать то, что задано, меньше утомляются, чем в других видах деятельности.

художественное творчество детей в детском саду

Воспитатель Раиса Гавриловна, работая с детьми старшей, а позднее подготовительной к школе группы, задалась целью — воспитание детей в традициях народного ремесла, связанного с изготовлением полезных вещей из глины. Для  всестороннего развития детей такая практика работы указывает на широкие возможности этой увлекательной, полезной, продуктивной  деятельности.  Художественное творчество детей дошкольного возраста трудно оценить, так как в процессе данной деятельности совершенствуются не только трудовые навыки ребят, но и расширяется содержание трудовой деятельности, в которой дети знакомятся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.  Всё это, несомненно, расширяет  представления дошкольников об окружающем, знакомит с народным ремеслом, характерным для  данной местности и народов России, воспитывает нравственные и эстетические качества личности, даёт начало патриотическому воспитанию детей.

Организация художественного творчества детей

Работая над темой развитие художественного творчества детей дошкольного возраста, воспитатель ставила перед  собой цели – научить детей выполнять лепку из глины, солёного теста  и пластилина разными способами (налепом, углублённым рельефом, из целого куска глины), умело пользоваться стекой. Развивать чувство композиции, умение лепить скульптурные группы, предметы более сложной формы (птица, конь, козлик и т.п.) по типу народных игрушек. Расписывать свои изделия.

художественное творчество детей и родителей

Развивать интерес дошкольников к художественному творчеству и виду труда, воспитывать навыки работы с материалами, усидчивость, доводить начатое дело до его завершения, аккуратности в работе, самостоятельности при подготовке к работе и её завершении.

Художественный труд с детьми начался с того, что в группе необходима была посуда для игр с куклами. Раиса Гавриловна в присутствии детей из папье-маше сделала блюдца, совместно их раскрасили незамысловатым орнаментом, далее сделали по такому же принципу кружки для чая. В ноябре воспитатель познакомила детей с тем, что можно лепить, посуду из глины и пластилина. Таким образом, были изготовлены различные расписные вазы, салатницы, сахарницы, кувшины, чайники. Причём многие поделки дети делали дома  при помощи родителей.

Художественный труд детей и взрослых

В повседневной жизни и деятельности  детей в детском саду воспитатель поощряла их наблюдательность, заостряла детское внимание на птиц, животных, деревья и пр., их окраску и изменения в связи с сезоном, погодой. Знакомила детей с народными игрушками, рассказывала об умении народных мастеров изготавливать и расписывать свои игрушки.

художественное творчество с детьми

На занятиях лепкой обучила детей необходимым приёмам лепки птиц, животных и человека.  Кроме того, провела практикум по изготовлению птиц, животных, человека для родителей. Первое задание, которое воспитатель дала детям (после лепки посуды) – вылепить дома собаку любым способом, который они выберут.  Через неделю работы были принесены в детский сад, при рассматривании которых выяснилось, что все ребята, кроме Паши, вылепили просто стоящую собаку. Естественно, все заслужили похвалу, а на собаку Паши воспитатель обратила особое внимание, так как его собака будто бежала, раскрыв рот. Раиса Гавриловна предложила детям подумать, какие движения может делать собака и изобразить эти движения в своих работах.  Изготовленных собак позднее раскрасили и решили собирать коллекцию поделок. Позднее были вылеплены и раскрашены птицы (воробей, синица, снегирь, петух), животные (Медведь делает зарядку, два жадных медвежонка бегут за сыром,  на темы сказок «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Винни-Пух» и т.п.), изображения человека — в виде дымковской куклы, Снегурочки, Деда Мороза и Машеньки, заблудившейся в лесу и прочее. Из солёного теста делали яркие цветочные панно, которые украсили не только кукольные уголки, но и групповые комнаты,  прихожие, вестибюль. Из коллекции работ в конце учебного года была оформлена выставка для педагогов и родителей детского сада по теме «Художественное творчество детей».   Многие поделки после выставки были подарены в группы для малышей, а оставшиеся работы дети забрали домой (каждый свои).

художественное творчество дошкольников

Художественное творчество детей в семье

Любое художественное творчество с детьми в домашних условиях можно проводить после прочтения сказок, некоторых рассказов, после наблюдений за птицами, животными и т.д. Перед тем, как дать ребёнку задание, полезно задать трафаретные вопросы: «Кто тебе больше понравился?», «Кого бы ты хотел вылепить?», «Скажи, как ты будешь это делать?» и т.п. Обязательно уточнить последовательность работы и в ходе работы следить – не нужна ли ваша помощь. Любой художественный труд дошкольников следует поощрять. Если чувствуете, что ваш сын или дочь не могут справиться с выбранной темой, посоветуйте выбрать тему наиболее лёгкую и доступную в исполнении, позднее он непременно справиться и с более сложными заданиями. Такой ваш подход предупредит возможные разочарования, неудовлетворения от неудачно выполненной работы. Следует уделять  внимание детей  на эстетическое оформление выполненных работ, особенно, если работа делается для дарения.  Следует учесть, что художественное творчество дошкольников необходимо для рассеянных, неусидчивых и неуверенных в себе детей. Они, как правило, хорошо справляются с данными заданиями, так как эти задания дают им возможность  проявить свою активность, самостоятельность, занять себя полезной деятельностью. Давая своим малышам любые задания, обязательно учитывайте их возраст. Так, дети от 3 до 4 лет могут вполне вылепить отдельно овощи практически любой формы, яйцо (простое и золотое), неваляшку, пирамидку и пр., после 4лет доступна лепка более сложных форм. Например: огурец и свекла, рыбки, козлёночек по игрушке, мышка бежала и т.п., детям от 5 до 7 лет посильны лепка животных и птиц в движении, сюжетные композиции и декоративное  раскрашивание  своих работ.

Поощряйте и направляйте любые творческие проявления своих детей, побуждайте у них способность к творческой деятельности и активности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ