Игра и игрушка в развитии способностей детей

Роль взрослых в играх детей

«Стоит ли вмешиваться в игры детей? Разве дети не могут сами организовать игру? Не испортит ли игру вмешательство взрослых?» — многие взрослые часто задумываются над этими и другими вопросами, касающиеся детских игр. Ответа однозначного на данные вопросы, конечно, нет. Всё ведь зависит от того, о каких  играх и каких детях идёт речь, а так же, как взрослые относятся к играм детей, в какой форме, каким способом, тактичностью они вмешаются в игру. Вот Павлик и его друзья перевозят грузы на автомобилях, папа мимоходом сказал, что таких грузов не бывает. Дети тут же прекратили игру.

игры для детей и взрослых

Вот результат неосторожного, вмешательства. Многие родители считают, что у детей воображение богаче, и они могут сами занять себя игрой. Но, уверяю вас, что это на самом деле ошибочное мнение. Пример, однажды мама Вали принесла в детский сад  крышечки от пластмассовых  бутылок, паст, кремов и попросила воспитателя помочь найти им  применение. Федя, увидев крышечки, сказал, что у них дома папа сделал дорожку из крышек для ходьбы босиком, а из пластиковых бутылок – сток для воды с крыши. «Теперь вода от дождя по бутылкам тычёт в бак», — радостно сообщил мальчик. Воспитатель предложила детям рассмотреть крышки и подумать, что из них можно сделать. Когда все дети стали перечислять предметы, какие можно изготовить из крышек, оказалось, что крышек мало. Решили принести их из дома. Так  к весне в группе появились сделанные из бутылок красивые  горшочки под цветы разной формы и объёма, воронки для игр с песком и водой, формочки для изготовления поделок из песка, из крышек были изготовлены бусы для кукол, узорные подставки под кастрюли, шапочки для маленьких человечков  и прочее. Все поделки детей использовались в играх, в горшочки были посажены цветы.

родителям о воспитании дошкольников в игре

Роль игрушки в развитии способностей детей

Давайте зададимся вопросом: «Чем ценны игрушки для игр, сделанные самими детьми?»

  • Такие игрушки представляют возможности для проявления  детской фантазии.
  • Развивается смекалка — ведь для изготовления игрушки необходим материал (проволока, нитки, бумага и т.п.), умение трудиться.
  • Получает своё развитие такое важное качество, как умение использовать вещи по-новому (как в случае с крышками и пластмассовыми бутылками).

Способность использовать вещи по-новому, умение дать ей новую жизнь, найти применение – необходимое качество, которым должен обладать каждый человек, особенно люди, связанные с творческой деятельностью.  У детей дошкольного возраста не хватает ни знаний, ни умения мыслить, у них нет достаточного опыта и способностей для организации игры. Правда есть мальчишки и девчонки, способные придумать интересную игру. Именно о таких ребятах и написали Ю. Сотников и В. Драгунский в своих рассказах «Как я был самостоятельным» и «Денискины рассказы».

роль игрушки в развитии способностей детей

Ну, а если нет организатора среди детей, то дошкольники, как правило, не отказываются от тактичной помощи взрослых.

Взаимодействие взрослого с детьми в игре

Формирование игры взрослого с ребёнком  будет качественным и эффективным в том случае, если взрослые помогут организовать игру так, когда для неё чего-то не хватает. Приведу самый распространённый пример игры с куклой: у Маши красиво оборудованный уголок для куклы, где  есть всё (кухонная мебель, кровать  и постельные принадлежности, посуда и пр.). Мама сетует, что девочка поначалу с интересом играла, а затем прекратила играть. Причина проста и известна – девочке просто приходилось использовать предметы по их назначению. Пока она училась данными предметами пользоваться, ей было интересно. Затем интерес пропал,  и игра прекратила своё существование. Недостаток игры — Маша научилась только пользоваться готовой мебелью, посудой.

формирование игры взрослого с ребенком

Если ваш ребёнок играет постоянно  играми с готовыми игрушками, то у него выработается склонность к выполнению привычных  действий, не будет развито стремление к творчеству, поиску новых решений. Взрослые должны позаботиться, чтобы у детей было развито не только умение пользоваться вещами, но и стремление мечтать, фантазировать. Читайте «Роль фантазии в игре детей», «Игрушка в жизни ребёнка». Как разнообразить игру с куклой для Маши? Пример: бабушка Вики предлагала переодеть куклу для прогулки, и они брали её с собой. Кроме того, Вика водила куклу в гости, принимали гостей у себя, были поездки на машине, лошадке и т.п. А с папой они вырезали маленьких человечков-инопланетян и придумали их образ жизни. Ещё один пример: в детском саду дети вечером построили пароход, утром пришли, поиграли и оставили постройку в покое. Тогда воспитатель предложила построить пристань, где куклы будут ждать пароход и кататься на нём. Пристань была построена, кукол-пассажиров было достаточно, а кукол – матросов не было. Тогда ребята сами внесли предложение, что надо сшить всем матросам одинаковую одежду (форму).

роль взрослых в играх детей

Попросили родителей, через день одежда была сшита, и игра возобновилась. Позднее эта игра включалась во многие другие творческие игры ребят.  

Если взрослые будут, хотя бы изредка, подсказывать детям идеи для игр, и на первых порах помогут реализовать эти идеи, у детей появится способность замечать в предметах необычное применение, они будут думать над реализацией поставленных целей. Взрослые должны осознавать, что  для ребёнка любого возраста важно чувствовать их поддержку, внимание и одобрение, а так же пусть самое малое, но участие в игре. Мне приходилось слышать интересные впечатления родителей,  иногда играющих со своими детьми: «Игра с сыном даёт мне ощущение радости», «Открываю у Вити новые черты характера, которые в жизни не замечал», «Узнаю себя в игре с дочерью, знаю, на какую тему подбирать игру в следующий раз» и т.п.

Игра в жизни ребёнка и взрослого

 Необходимо стараться пополнять знания и детское воображение, так как у дошкольников их недостаточно. Очень часто дети не играют потому, что взрослые не уделяют им внимания, забывая о том, что воспитание – очень сложное и тонкое дело. Нет в мире всеобщей методики, направленной на совместные игры взрослого и ребёнка, чтобы они оказывали наилучшее влияние на формирование способностей.

роль игры в развитии способности детей дошкольного возраста

Все дети отличаются друг от друга, поэтому и пути воздействия на них должны соответствовать их индивидуальным особенностям, развитию, интересам.  Могу предложить некоторые рекомендации по организации игры на общение взрослого и ребёнка. Представьте себе такой момент: вы никогда не занимались с детьми разгадыванием загадок, у вашего ребёнка не сформирован познавательный интерес, низка умственная активность, а вы предлагаете ему игру-головоломку только потому, что вам кто-то посоветовал, чтобы ребёнок был более усидчивым. Можно сразу же сказать, что у вас ничего не получится. Вашему ребёнку гораздо интереснее катать машину, гудеть, ехать на коне с саблей и т.п. Добиться своего вы сможете в данном случае только тогда, когда сами сядете и будете решать эти головоломки, складывать фигуры из геометрических форм, играть в игру «Танграм», «Пентамимо», «Кубики для всех» и т.п., незаметно привлекая своего ребёнка к игре (виде помощи вам), налаживая дружеские взаимоотношения. Подчёркиваю – дружеские, а не панибратские, так как в последующем у вас появится необходимость требовать от своего сына или дочери точности, чёткости в работе. Используйте так же приёмы, приведённые в статье.

Всё, о чём говорилось в данной статье, следует рассматривать только как постановку задачи для развития способностей дошкольников и рекомендации некоторых путей её решения.

Advertisement

Комментарии закрыты.