Игра и труд — рядом живут

Трудиться, выбрав дело по душе, естественное состояние каждого человека. Для взрослых значимость труда малышей не отмечается особой полезностью, но, если в период дошкольного детства ребенка не приучать и не привлекать к видам труда, то у него никогда не сформируется способность самостоятельно трудиться.

игра и труд в жизни доошкольникаИгра и труд ребенка

Кто из нас не наблюдал игры детей? Если к действиям детей в игре присмотреться повнимательней, то можно увидеть, какие дети созидатели, как умеют сочетать свой замысел с общим, как зависят действия одного малыша от другого. Они размышляют, советуются друг с другом, планируют, что и как им сделать. Содержание многих игр наших детей отражают созидательный труд.

Игра и труд в жизни дошкольника

Развитие трудовой деятельности тесно связано с переходом от предметной игры к сюжетным и творческим играм. В разном возрасте связь игры и труда носит разный характер. Например, в младшем возрасте в области самообслуживания взрослые предлагают детям одевать и раздевать куклу, укладывать её спать, кормить и т.п. В таких играх уделяется внимание процессу одевания, бережному отношению к вещам. Двигательные навыки развиваются в подвижных играх. Для детей же старшего дошкольного возраста процесс игры с куклой расширяется: дети уже причесывают куклу, водят её в детский сад, магазин, школу и т.д., затем подобные игры они осуществляют коллективно, в них ребята знакомятся с трудом окружающих их людей: парикмахера, продавца, маму, гуляющую с ребенком, воспитателя и т.д. Особенно ярко прослеживается связь игры и труда в занятиях по лепке, аппликации, конструированию и ручным трудом, так как дети изготавливают различные поделки (труд), а затем очень быстро переходят к обыгрыванию этих поделок и наоборот, детям предлагается игра, а в неё включаются элементы труда. Так, Катя с Таней играли в птицеферму: кормили цыплят, наливали им воду, убирали территорию, где гуляли цыплята. поделки детейМама, увидев игру девочек, предложила им огородить территорию, где цыплята будут гулять, чтоб они не разбежались, и их не смогла бы поймать кошка или хищная птица. Девочки с удовольствием мастерили забор. Причем цыплята и курица у них были картонными, а забор они сделали из мелкого строительного материала. Позднее Таня с Катей приспособили вместо забора большую коробку для своих цыплят.

Организация бытового труда проводится в основном с элементами игры. Например, выполнение заданий типа «Кто качественнее и быстрее?», где ребенку предлагается убрать в игровом уголке, а мама будет делать уборку в кухне.(Если есть еще, кого можно подключить к выполнению трудовых поручений, тоже пусть поучаствуют).

Именно игра приучает детей делать над собой определенные усилия, подчиняясь правилам. А для трудовой деятельности это необходимое качество.

Труд и игра как средство воспитания

Участвуя в игре, дети уточняют свои знания об окружающем, преодолевают робость стеснение, приобретают некоторые навыки общения, организованности, речь детей становится более разнообразной и прочее.

игра и труд сходствоИгра и труд сходство

В игре, как и в труде, развивается активность, самостоятельность, инициатива ребят. Как в игре, так и труде дети переживают ситуацию, в которой они оказались, глубоко и серьезно. Для малышей всё, что происходит в игре имеет не менее серьезное значение, чем происходящее в жизни. Очень часто бывает, так, что в труде они претворяют игровые замыслы. А в игру переносят увиденные жизненные ситуации.

В своей статье «Самоутверждение» я приводила пример игры: как мальчик Саша после выходных дней встречал детей в группе детского сада. Накрывал на стол и угощал их. Хочу рассмотреть этот пример с точки зрения мотива. У Саши четко прослеживался мотив «гостеприимства», который впечатлил его. Кроме того, он четко копировал действия взрослых, а так же использовал предметы-заменители (бутылки-кегли маленькие, бутерброды — маленькие строительные кубики и прочее). Именно в игре происходит реализация замыслов и возможностей ребенка. В ней он может проявить фантазию, замещая реальные предметы воображаемыми (стульчик -машина, листики — деньги и т.п.).Другими словами — проявляется способность ребенка к творческому преобразованию действительности. В этой способности и заключается основное значение игры.

Мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые испытывает ребенок к значимым для него событиям. ручной труд картинкаМотивы труда то же связаны с детскими переживаниями, волнениями, преодолениями. Но главным мотивом труда все, же является выполнение задач деятельности, направленной на достижение результата.

Самым ярким примером здесь может служить любое выполнение работ, связанных с ручным видом труда. Например, изготовление персонажей для настольного театра, для творческих игр, поздравительных открыток и прочее. Так, папа научил Пашу выпиливать лобзиком силуэты различных зверей и животных. Они с увлечением выпиливали деревья, цветы, птичек. Таких зверушек и других фигур накопилось много. Однажды мама посмотрела на все эти изделия и предложила поиграть с ними. Сначала они разыграли на столе сказку «Репка» и «Волк и семеро козлят». Далее мама попросила Пашу украсить клумбу, на которую были размещены все цветы, которые они выпилили. Обнаружилось, что клумба получилась бледной, они поняли, что цветы необходимо раскрасить. Вот у мальчика появилось ещё одно задание. Папа просто в игровой форме увлек ребенка и научил навыкам выпиливания, которые, несомненно ему пригодятся в жизни, а мама нашла всем фигуркам практическое применение. В целом Паша понял, как можно работать лобзиком и как найти применение всему сделанному. За Пашу можно быть спокойным — он сумеет работать и будет, способен на творческое созидание. В этом примере ярко видно, как переплелись игра и труд.

игра и труд отличиеТруд и игра отличие

Прежде всего, заключается в целях, которую ставят взрослые, играя с детьми или организуя их труд.

Отличие игры от труда у детей в том, что труд предполагает участие человека в производстве и направлен на создание определенных ценностей, достижений. Игра же не преследует таких целей, но она приучает детей делать над собой усилие, которые так необходимы для работы.

Целей игры может быть великое множество, но все они связаны с:

  1. Развитием детского воображения и фантазии;
  2. Воспитанием навыков культурного поведения;
  3. Подчинением правилам игры, т.е. развитие волевого усилия;
  4. Привитием навыков общения не только с взрослыми, но и со сверстниками;
  5. Знакомством с трудом взрослых и привитие уважения к этому труду;
  6. Воспитание трудовых навыков и привычек.
  7. Доставить детям удовольствие от процесса игры.

Целей труда то же много и зависят они от видов труда, возраста детей, но при постановке цели прослеживается совершенно четко, определенно — направленность деятельности малышей на достижение результатов в чем-либо, изготовлении чего-либо (постирать кукольное белье, чтоб было чисто, посадить цветы на клумбу и прочее). А развитие всех имеющихся у детей навыков, умений, психических процессов происходят в процессе деятельности, направленной на достижение результата. Здесь важно не переоценить возможности своего малыша.

Игры по ознакомлению с трудом взрослых

Очень часто в игру взрослые включают трудовые действия, например, как сделала мама Кати и Тани, который я привела выше в этой статье. Трудовые действия часто включаются взрослыми в строительные игры. Например, можно попросить ребенка построить домик для куклы, у которой сегодня День рождения. А если у вас к ребенку пришли гости, можно предложить им приготовить обед для куклы, у которой День рождения. Вот здесь вы увидите поистине разгул фантазии и увлечения, как это увидела мама Вики. Дети придумали и сделали для куклы подарок (они ей сделали красивую прическу и спели каравай), а стол накрыли праздничный, где были торт — украшенная шкатулочка, конфеты -красиво свернутые бумажные фантики, печенье – в виде лепешечек из пластилина и т.п.). Девочки работали с большим увлечением, проявили много выдумки. День рождения куклы прошел ярким событием.

игрыо труде взрослыхИгры о труде взрослых

Всего, знакомят детей с различными видами трудовой деятельности взрослых. Это всем известные и наиболее доступные игры в «магазин», где дети знакомятся с трудом продавца, грузчика, фасовщицы и т.д.,»парикмахерская»,»больница»,»школа», «гараж» и прочее. В них дети знакомятся с профессиями, материалом и оборудованием, необходимым для этих профессий, используя при этом имеющиеся атрибуты, предметы-заменители, строительный материал и т.п.

Игры про труд

Чаще всего включаются как элементы творческих игр детей. Например, дети построили крепость из снега, взрослый предлагает им поиграть в пограничников. Точно таким же образом идет игра в моряков, художников, артистов и т.п. Ещё Сухомлинский В.А. утверждал, что «…игра — это искра, зажигающийся огонек пытливости и любознательности». А игра с элементами труда обогащает эту самую пытливость и развивает творчество и фантазию.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ