Игровые приемы в изобразительной деятельности

Значительное место в дошкольном возрасте занимают игры, особенно сюжетно-ролевые, которые воплощаются в виде игры с игрушками, изображающими животных, птиц, кукол, персонажей из мультфильмов, сказок и т.д. Продумывая содержание игровых задач и действий, воспитатель Зинаида Николаевна ориентировалась на любовь младших дошкольников к  данного вида игрушкам, старалась научить детей разнообразно действовать с имеющимися у них предметами, общаясь и вступая в контакт,  в соответствии с ролью, со сверстниками. С возрастом содержание задач усложняется, а, значит, разнообразятся и усложняются  действия малышей с имеющимися у них предметами и игрушками.

игровые примы в обучени дошкольников изобразительной деятельности

использование игровых приёмов в изобразительной деятельности

Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

С четырёхлетнего возраста необходимо вводить действия, которые бы ярко отражали характер персонажа, его повадки, особенности поведения  и пр. Например:  зайчик – добрый, но трусливый, может иногда быть хвастливым и т.п.,  волк – злой, изворотливый и пр.,  лиса – хитрая, любой ценой добивается исполнения своих желаний. Следует детям четырёх лет увеличивать и количество персонажей для игр, что позволит им  разнообразить свои действия и обозначать их словами. 

Как можно использовать игровые приёмы в изобразительной деятельности детей 4-5 лет?  Зинаида Николаевна  нередко применяла игровое упражнение, обыгрывая в процессе изображения строение тела, допустим, медведя.  Показывая прием рисования или лепки туловища животного, она говорила детям, чтобы они представили, как медведь ловит мяч. Сама же на своём листке (кусочке глины, пластилина) показывает какой можно сделать наклон туловища. Причём показывает разные варианты, дети выбирают любой из них. Смело обращалась воспитательница к опыту детей после наблюдений за животными и птицами.

игровые приемы в обучения изобразительной деятельности
игровые приёмы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Пример: после наблюдения на прогулке за кошками, птицами, З.Н. прочитала детям сказку М. Горького «Воробьишко», а на занятии по рисованию (аппликации)  она задала малышам игровую задачу «посадим деревья для воробья».  На аппликации были заготовлены ветки дерева разной длины и толщины. На занятии была игрушка-воробей, который подсказывал ребятам, что он не боится сидеть на тонких ветках, а кошке труднее его достать. Или другой пример: в гости к детям приходит Иванушка, вид у него печальный и озабоченный. Он рассказывает, что царь велел поймать ему жар-птицу. Воспитатель предлагает детям  вылепить (нарисовать) жар-птицу, уделяя внимание на то, что Иванушка выберет самую красивую и отнесёт её царю. Таким образом, детям поставлена изобразительно-игровая задача – нарисовать жар-птицу, используя  знания приёмов рисования и выполнить работу красиво и аккуратно. Подобным способом проводятся занятия с детьми по лепке, аппликации  и рисованию на темы типа: «Зайки скачут на лужайке», «Жуки на полянке»,   «Мой котёнок», «Посадим божьих коровок на листочки», «Автобус для зверят», «Чебурашка работает» и т.п.

Игровые приемы в изобразительной деятельности цели

Особенностью  изобразительной деятельности дошкольников является присутствие в ней игры. Использование игровых приёмов в изобразительной деятельности дошкольников способствуют выполнения целей:

  • Проявлению у детей  способности создавать художественно-выразительный образ предмета. явления, действия и т.п..
  • Обогащению содержания детских работ.
  • Использование  детьми работ  в их творческом  процессе, игре.
  • Использование игровых приёмов в изобразительной деятельности должно вызывать стремление улучшить создаваемый образ и облегчить поиск выразительных средств рисунка, аппликации, работы по лепке, ручному труду и пр.

Замену игровым приёмам можно использовать такие заинтересовывающие детей моменты, как использование музыкальных, художественных, литературных  произведений, содержание которых подходит к теме выбранной изобразительной деятельности. Привлечение художественного слова, музыкального произведения способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, представления, углубляет их эмоциональную восприимчивость.

игровые приемы в изобразительной деятельности дошкольников
игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью

А использование картин, иллюстраций поможет умению подбирать краски, тона, способствует передачи настроения в работе, расположению рисунка на листе бумаги и т.п.

Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью

Все предлагаемые темы и приёмы работы легко можно использовать в домашних условиях. Например, сын Вероники Вася среди своих сверстников в группе детского сада плохо владел кистью, ножницами, ему не удавалось выполнение работ по лепке. Зинаида Николаевна по просьбе мамы Васи  посоветовала  использовать игровые приёмы в руководстве изобразительной деятельностью, которые использует она на занятиях по изобразительной деятельности с детьми группы.  Вечерами, возвращаясь с работы, Вероника непременно  давала мальчику игровую задачу и предлагала  выполнить ту или иную работу по рисованию, лепке, аппликации. Женщина много внимания уделяла на умения сына выразительно передавать форму туловища, головы птиц и животных, движения с помощью лап, изгиба туловища  и т.п. Обращалось много внимания на подбор цвета, умение изображать один и тот же предмет в разных вариантах. К пяти годам Вася научился выполнять сюжетные рисунки не на одной линии, как обычно это делают дети в его возрасте, а умел расположить рисунок, аппликацию на  листе бумаги, соблюдая пропорции и перспективу.

игровые приесы обучения детей изобразительной деятельности
использование игровых приёмов в изобразительной деятельности дошкольников

Всё это произошло благодаря умению Вероники, правильно, тактично оценивать работы своего сына. Например, мальчик по теме «Чьи детки?» рисовал утят и цыплят.  Туловище утят  у него были похожи на туловище цыплят, а по задумке утята плавали в воде. Мама Васи от лица курицы выразила беспокойство, что цыплята утонут. Такой приём побудил мальчика внимательно рассмотреть   свой рисунок и понять ошибку.

В процессе работы с Васей по изобразительной деятельности удалось улучшить качество его ,работ  по аппликации и лепке. Работы по рисованию по-прежнему выглядели не очень красивыми и привлекательными. Художественные способности ребёнка оказались не велики, но, вводимые матерью игровые приёмы обучения изобразительной деятельности, помогли мальчику в умении  располагать рисунок на листе бумаги, подбирать необходимые цвета, передавать характерные формы предметов, животных, птиц и т.д., умение последовательно изображать события и соблюдать вариативность работ, передавать ход своих мыслей и чувств, объяснять словами то или иное явление, изображённый сюжет. Кроме того, благодаря занятиям изобразительной деятельности развивается координация движений руки и глаза,  что необходимо для подготовки детей к письму.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ