Игрушки головоломки

Потребность в игре у детей была всегда. Даже некоторые знаменитые классики описывали в своих произведениях игры детей. Вспомним у Пушкина А.С.: «… с послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию…»  далее классик пишет, что девочка повторяет «уроки маменьки своей», в военное время дети то же играли в игры соответствующими игрушками того времени. Болеет ребёнок, и первым показателем его выздоровления является игра любимыми игрушками.

игрушки головоломки в развитии дошкольников

Игрушки головоломки в развитии детей

Петя (4 года) – новичок в детском саду, часто уединялся и любил собирать картинки из кубиков. Воспитательница решила вовлечь мальчика в общую игру, но мальчику быстро надоела общая игра. Вечером, поговорив с мамой малыша, педагог предложила Пете принести в детский сад свою любимую игрушку. Утром мальчик принёс целую красиво оформленную коробку, с гордостью, поставил её на стол, раскрыл  и  стал показывать детям содержимое. А в коробке в отдельных конвертах лежали мелкие фигуры, разрезные картинки, разрезные фигуры животных, фигурки геометрических форм, подобранных по цвету, различные геометрические мозаики.

игрушки головоломки в семье

Среди них есть и готовые фабричные изделия,  но и много самоделок. Вскоре практически все дети увлеклись Петиными игрушками, обменивались ими, у детей завязалась общая беседа, кто-то предложил сделать такие же игрушки в детском саду. Это совсем неудивительно, так как  этого рода игрушки ставят перед ребёнком задачу, для решения которой требуется дисциплина мышления, логика, действия в процессе работы на достижение результата.

Значение игрушек головоломок в жизни детей дошкольного возраста

Такие игры называются игры- головоломки. Они не выделяются в отдельную группу игр (как сюжетные игры, дидактические), но действия с такими игрушками требуют от детей сообразительности, работы мысли.

игрушки головоломки в развитии детей

Например, детям до двух лет предлагаем вынуть кубик из коробки с прорезью или даём матрёшку, внутри которой спрятана маленькая матрёшка. Самостоятельное обнаружение одного предмета в другом и умение найти способ вынуть этот предмет, для малыша есть не что иное, как решение головоломки, проявление сообразительности. От двух до четырёх лет применимы различные загадочные вместилища, содержимое которых можно извлечь путём потряхивания или использования ключей, вынимания пробок, открытия крышек и т.п. Интересуют так же детей в этом возрасте различного рода лабиринты типа: «помоги Вороне найти кусочек сыра; выведи щенка и чащи; проводи Красную шапочку до домика бабушки и прочее». Такие лабиринты часто можно встретить на страницах детских журналов, комиксов, а головоломки, как правило, бывают готовых форм, выполненных их дерева или пластмассы разных размеров и расцветок. Для детей 5-7 лет головоломки обычно направлены на решение каких-либо задач, их цель – развитие логического мышления у дошкольников.

значение головоломок в жизни детей дошкольного возраста

Некоторые головоломки направлены  на нахождение одинаковых признаков предметов, другие, наоборот, на сравнение, сопоставление или требуют от детей найти недостающие детали. В любом случае они заставляют ребёнка удерживать в памяти нужную информацию в процессе выполнения заданий, на выбор вариантов действий и т.д.

Создаем игрушки головоломки в семье

Игрушки-головоломки в домашних условиях могут быть готовыми, а можно их и изготовить самим. Например, как у Пети (смотрите выше). Хочу привести пример, как использовала мама Вовы обыкновенную разноцветную пластмассовую мозаику для развития у мальчика внимания, умения сосредотачиваться на заданном вопросе. Женщина на столе выкладывала несколько фигур из мозаики, мальчик внимательно смотрел на них, а затем мама просила его отвернуться и убирала или добавляла фигуру. Вопрос был задан в зависимости от действий. Вова должен был дать правильный ответ. Сначала использовалось три фигуры, а затем их количество постепенно увеличивалось до 10. В течение 3-4 месяцев  малыш научился понимать задания и давал правильные ответы.  Затем Вова с удовольствием выкладывал фигуры и задавал вопросы маме, папе, друзьям.

Сделать игрушки головоломки в семье доступно каждому из картона или любой другой плотной бумаги. Привлекать к изготовлению таких игрушек необходимо и самих дошкольников. Я помню, в детстве мы с подругой любили наклевать красивую ткань на картон, высушивали её, затем разрезали на несколько частей и давали составлять рисунок подружкам. Нам было интересно, интересно будет и сегодняшним детям. Просто некоторые игры и игровые упражнения незаслуженно забыты сегодня. В качестве игрушек-головоломок могут служить и различные конструкторы, если взрослые будут ставить перед детьми игровую задачу.

Недостаток игрушек-головоломок – они быстро надоедают детям, но эффект появления и исчезновения их вновь и вновь будет привлекать внимание детей.

Advertisement

Комментарии закрыты.