Игры-драматизации для детей

Все, кто хотя бы немного общался с детьми, прекрасно понимают,  что, перевоплощаясь в героев художественных произведений, животных, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Прекрасно помню своего сына- первоклассника в роли ёжика в драматизации сказки Теремок. Хотя костюм ему изготовили мы совместно, но, когда он вышел на сцену в этом костюме, с тросточкой, я не сразу сообразила, что это мой сын: настолько у него изменились и голос, и походка на сцене. Надо было видеть, как играли дети на сцене, и как дети – зрители воспринимали сказку, хотя содержание её хорошо знакомо ещё с детского сада.

цель игры драматизации

Игры драматизация в жизни детей

Дети могут быть и прекрасными актёрами и удивительными зрителями.  В любых драматизациях действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, а дети воссоздают образ с помощью движений, мимики, жестов и других выразительных средств, которые они перенимают у старших. Например, уже в раннем возрасте (до 2 лет) все родители разучивают потешки,  подчеркивая их ритмичность и музыкальность. Кто из взрослых не помнит, как ваши  малыши начинали водить пальчиком по ладошке, когда заслышат знакомые слова «Сорока – белобока…» или радостно хлопали в ладоши при произнесении вами «Ладушки – ладушки…». Короткие простые строчки помогают малышам поставить себя на место изображаемого героя. Дети уже в этом возрасте двигаются  в такт произносимому тексту.

Детям четырёх – пяти лет уже предлагается пересказывать хорошо знакомые короткие сказки, рассказы, сочувствовать их героям. Или же предлагается рассказывать сказку по иллюстрациям, картинкам, используя прямую речь. Мама предложила Коле рассказать по иллюстрациям сказку «Кот, Петух и Лиса», выделяя голоса героев соответственно ситуации в сказке.  Мальчик быстро сообразил, как должен кричать Петушок, прося помощи о спасении, усвоил поучительный тон кота, а вот интонации хитрости, лукавства Лисы ему дались с большим трудом. Когда он усвоил эти интонации, вдруг радостно засмеялся.

значение игр драматизации в воспитании детей дошкольного возраста

На вопрос мамы: «Почему он смеётся?», мальчик ответил, что как Лиса не хитрила, Кот всё равно сумел помочь Петушку. Был очень доволен ситуацией. В данном случае важно, чтобы персонажи литературных произведений и их действия были понятны детям, тогда будет несложно передать их эмоциональное состояние.

Игры драматизации в развитии детей

Уже с четырёхлетнего возраста необходимо приучать детей слушать своего партнёра по игре. Воспитатель Светлана Ю. уже со второй младшей группы учила детей передавать эмоциональное состояние героев сказок. Например, рассказывая повторно сказку «Три медведя», она просила детей повторить слова медведей и показать их удивление, возмущение, а в сказке «Маша и Медведь» голосом и интонацией дети повторяли слова Машеньки (тоненький, тихий, спокойный), Медведь говорит грубым громким голосом и прочее. В старшей группе её дети охотно ставили драматизации сказок,  рассказов и показывали своё мастерство на утренниках, в поздравлениях родителей с праздниками, детям младших групп. Речь детей была эмоциональна и выразительна.

Достичь нужного результата Светлане Ю. помогли игры на воображаемую ситуацию типа: «Отгадай, кто я и что делаю?», «Что это могло быть?» и т.п.  Подобные игры развивают детское воображение, помогают детям вспомнить или придумать персонажей, подсказывают, как лучше показать этих персонажей в своих инсценировках. Ещё один интересный момент в работе Светланы Ю. – она очень умело использовала музыкальные инструменты (металлофон, бубны, погремушки, шарманки и др.). Заранее договаривалась с детьми, под какую музыку будет действовать их герой в драматизации. Например, Федора расстроена, что от неё сбежала посуда – звучит жалобная мелодия шарманки, когда посуда вернулась Федора довольная и весёлая пляшет под звуки погремушек и т.п. Каждому эмоциональному состоянию героя звучит определённая музыка. Дети её группы часто преобразовывают инсценировки и включают их в свои творческие и сюжетно-ролевые игры, которые от этого становятся более выразительными и интересными.

Игра драматизация в жизни детей дошкольного возраста

После нескольких показов инсценировок родители стали приносить в детский сад мягкие игрушки, настольные театры и прочее.

игры драматизации в развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель поняла, что семьи воспитанников могут помочь развитию театрально-игровой деятельности, просто им не хватает для этого знаний и умений.  Она оформила прекрасные тематические выставки на темы: «Игра – дело серьёзное», «Полюбуйтесь — это мы!», «Значение  игр драматизация в воспитании детей дошкольного возраста».  Материалы выставки показали увлечение детей группы играми – драматизациями, театрализованными представлениями и воображаемыми ситуациями.  Кроме того, была подобрана литература, помогающая выбрать драматизацию или театрализованное представление, а так же помещена информация о литературных, словесно – дидактических играх на воображаемую ситуацию типа: «Отгадай, кто это? что это?», «Что это могло быть?», «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п. Воспитатель советовала родителям использовать домашние праздники и семейные торжества для развития творческих способностей детей: дети могут читать стихи, выступать с инсценировками, участвовать в оформлении помещения и пр.

значение игр драматизации в воспитании дошкольников

В театрализованных  представлениях, драматизациях действия не даются детям в готовом виде. Произведение подсказывает действия, а дети сами с  помощью взрослых выбирают движения, жесты, мимику и прочее. Любые игры драматизации для детей дошкольного возраста способствуют развитию мышления, воображения, памяти, наблюдательности, настойчивости и других качеств, без которых невозможна любая деятельность дошкольников. Взрослому необходимо направлять детское воображение в нужное русло и следить за речью детей. Можно использовать игровые упражнения, вопросы: «Как Лиса скажет «здравствуй» Колобку, Медведю, Волку, Зайцу?», «Какой голос должен быть у Машеньки, когда она просит печку, речку помочь ей?» и т.д.  

Цель игры драматизации

Включая  игры драматизации  и игровые упражнения  ( «Отгадай что это?»,  «Кто это?», «Подскажи слово, действие», «Закончи фразу» и т.п.)  в жизнь детей своей группы, воспитатель  учила ребят произносить слова громко, тихо, шёпотом, менять интонацию голоса, выражение лица, т.е. способствовала  совершенствованию исполнительских навыков дошкольников. 

значение игр драматизации в воспитании детей 

Кроме того, реализовывалось решение таких вопросов, как:

  • Обогащение содержания творческих игр детей.
  • Воспитание самостоятельности детей в выборе и организации игр.
  • Развитие умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихам, используя при этом готовые, самодельные и музыкальные игрушки.
  • Развивать творческую самостоятельность детей и их желание участвовать в играх драматизациях, праздниках.
Advertisement

Комментарии закрыты.