Интерес к дикой природе

После рекомендаций, размещённых в статье «Экологический подход в воспитании детей», мне захотелось поделиться воспоминаниями из своего далекого детства.

Каждый год ранней весной отец возил нас

В лес

Который должен был вырубаться. 029f7346237e6d5f2e629d462e83edТам стояли старые березы, отец делал на них зарубки, давал нам соломинки (обыкновенные пшеничные соломинки), и мы с удовольствием высасывали из зарубок березовый сок. Он что-то нам рассказывал, показывал. Из всего сказанного и увиденного мы точно поняли, что весной внутри березы (и других деревьев) начинается сокодвижение, деревья оживают, молодые березы трогать нельзя. В мае-июне нас возили на лесные опушки, в лес, где было множество цветов, кузнечиков, стрекоз. Помню, мы любили наблюдать за стрекозами, а бабочек ловили сачками, причем сразу же отпускали. Интерес был в процессе ловли. В июле мы всей семьей ездили на земляничные полянки ( мне, кажется, отец знал их все), вдоволь наедались земляники, а клубнику не только ели, но и собирали для варенья, компотов. В конце августа — сентябре собирали грибы. Боже мой! Какое это было наслаждение — находиться в лесу!

Вряд ли мои родители преследовали какую-либо цель, но они, несомненно дали нам понятие: лес — большой дом, где находится множество жильцов. Жить друг без друга они не могут. В лес ходят только «в гости», чтобы познакомиться с его обитателями, полюбоваться красотой и величием.

deti_6Желательно, чтобы детям ненавязчиво объясняли, как пользоваться

Дарами леса

Нельзя повреждать кусты и деревья, вытаптывать ягодники, разорять гнезда, нарушать муравейники, грибы брать аккуратно, пользуясь ножом. Тогда лес будет одаривать людей.

Постепенно перед детьми открывается «цепочка» экологических связей. Важно, чтобы ребята поняли, что первый в этой цепочке — человек. А поймут они это тогда, когда будут ухаживать дома за животными, комнатными растениями, познакомятся с работой лесничего, охотоведа. Если есть возможность, то лучше увидеть эту работу, что называется «в живую». Нет — почитать книги, рассматривать иллюстрации, картины. Пусть дети после прочитанного, увиденного воочию и на картинах, составят рассказы о работе людей, занимающихся охраной леса и его обитателей.

В сельской местности вопросы экологического воспитания решать гораздо oboik.ru_64512проще. Здесь ознакомление можно проводить наглядно, наблюдая за уходом домашних животных, выращиванием овощей, зелени и помогая в этом взрослым. В городской местности такое знакомство опирается в основном на художественную литературу, картины, фильмы, мультфильмы. В условиях села то же не стоит пренебрегать этими средствами. А городским жителям стоит подумать: может, есть поблизости какие-то теплицы, фермерские хозяйства, участки, прилегающие к дачам, дают огромную «пищу» для знакомства с лесом, определения взаимосвязи растений и животных между собой.

Знания детей, пусть пока еще небольшие, о природе, её взаимосвязях способствуют развитию гражданской позиции ребенка с самых ранних лет. И здесь велика роль семьи, в которой растет ребенок. Влияние членов семьи на развитие детей это та сила, с которой не может сравниться никакое влияние извне.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ