Совместные работы детей и взрослых

В старшем дошкольном возрасте

Увеличивается возможность для воспитания трудовых навыков и привычек. Дети в этом возрасте проявляют большой интерес к труду взрослых, в частности родителей и других членов семьи.

Они начинают выделять труд и в процессе жизни отделять его от игры.  Именно в этот период  возрастает значение  примера взрослых, и должна становиться более разнообразной совместная деятельность взрослых и детей.

Дети к пяти годам становятся активны, деятельны. Наблюдая труд  взрослых, они стремятся принимать в нем участие. Хорошо, когда взрослые много говорят с ними о своем труде, об успехах и достижениях, а в домашнем труде не отказываются от участия и помощи детей. В статье «Особенности труда дошкольников» говорится  о том, что труд  интересен для детей своим результатом иTips-to-Healthy-Family-Meals оценкой взрослого. Кроме того, что дети должны видеть результат труда, важно, чтоб они понимали  целесообразность труда и его жизненную необходимость. Именно при таком понимании труда формируются многие трудовые умения, вырабатывается ответственное отношение к процессу и результату труда. В противном случае может возникнуть формальное отношение к труду. Однажды одна знакомая сказала, что она «учила, учила его стирать носки, а он так и не привык» (имела  ввиду сына). На вопрос: «Как учила?» ответила просто: «Показала, как нагреть воду, как стирать, полоскать. Воду после стирки сама вылила. Пока был маленький – стирал, сейчас – нет. У Марины (соседка) все время сам стирает?!».  Из разговора с Мариной  поняла, что она во время ручной стирки отбирает отдельно вещи для себя и сына. Однажды объяснила ему, что маме надо помогать, уметь самому следить за своими вещами и внешним видом. Во время стирки они с сыном ведут беседы о прошедшем дне, о прочитанной сказке, рассказу, повторяют стихи и даже поют. В любой семье возможны такие ситуации, когда дети вполне могут понять значение своего участия  в бытовом труде. Например, на кухне всегда скапливается много дел, привлеките детей к переборке сухофруктов на компот, свежих ягод для варки киселя или варенья и т.п. Их помощь там  ощутима, и все получают удовольствие.

Совместная деятельность

Может осуществляться и на приусадебном участке. В этой деятельности есть очень важный момент: взрослые должны брать более трудную работу себе, показывая своим примером как  четко, качественно выполнять любую работу. О том, как  следует распределять нагрузку на детей, обращать внимание на осанку, напряжение зрения, а так же, как разнообразить действия детей 652x450_093870-curatenia-in-casa-cand-ai-copiiчитайте здесь в статье «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?».

Работы, которые могут быть выполнены  детьми  совместно с другими членами семьи:  уход за растениями, уборка спальной, детской комнаты, на кухне после обеда или ужина, во дворе, работа на приусадебном участке, ремонт игрушек, книг, стирка кукольного белья и т.п.

Рассмотрим пример совместного труда по уборке детской комнаты:  мама распределила обязанности следующим образом – малыш (4 года) протирает пыль на полке с игрушками и ставит их на место, затем убирает сухие листья с комнатных растений. Сама мама моет окно и приводит в порядок  все комнатные растения. Старшая дочь помогает малышу убирать все игрушки в шкафу и моет пол. Работали в пределах 45 минут, все были довольны. После уборки было совместное чаепитие с обсуждением результатов труда.  Здесь мы увидели настоящий совместный труд, имеющий жизненное значение. Мама служила отличным примером для своих детей, в то же время умело руководила их работой: во время осуществляла подсказку, помощь, а в конце работы  был подведен  итог всех трудовых усилий.

   Что привлекает детей в совместном труде?

Они видят, как трудятся взрослые и стараются им подражать.  На глазах детей происходят 98332774_1362928183_akkuratnyirebenokчудесные преобразования: сверкает стекло окна, чистые полки,  игрушки в шкафу стоят аккуратно  и красиво, комнатные растения выглядят свежими и ухоженными.  Дети испытывают искреннюю радость от достигнутого результата. И что особенно важно – у них формируется положительное  отношение к труду, вырабатывается уверенность в своих силах. Нельзя не учитывать и тот факт, что коллективный труд повышает эмоциональный тонус и взрослых, и детей. Дети получают удовлетворение от того, что они приносят пользу членам своей семьи, помогая им, и гордятся совместной с взрослыми деятельностью.

Из всего сказанного можно сделать вывод: дети, которые умеют радоваться процессу труда и почувствуют его пользу для всей семьи, будут больше ценить труд взрослых. У них постепенно созревает готовность к самостоятельному  труду.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ