Коллективная работа дошкольников

Совместная работа детей и родителей дома, коллективные  работы  дошкольников с воспитателем в детском саду   всегда доставляют радость и удовольствие детям. Ещё бы! Ведь они работают вместе с взрослыми и с другими детьми. Общий результат всегда богаче по содержанию, красочности, чем индивидуальная работа. Коллективная работа детей в изобразительной деятельности встречается довольно редко. Хочу поделиться опытом работы малокомплектного ясли — сада «Ягодка» по данной теме. В  дошкольном учреждении 2 группы: первая  — группа раннего возраста, которую посещали дети до трёх лет, и вторая – дети от 3 до 7 лет.  

коллективная работа детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Коллективное рисование для детей

На итоговом педагогическом совете заведующая Л.М. предложила воспитателю группы детей дошкольного возраста изучить рекомендации Т. Комаровой по изготовлению коллективных композиций детей по рисованию, аппликации, все свои предложения по теме «Коллективная работа дошкольников в изобразительной деятельности» педагог должна была изложить в августе, т.е. к началу нового учебного года. В августе воспитатель группы от 3 до 7 лет Екатерина Алексеевна вместе с заведующей Л.М. обсудили перспективный план организации и проведения занятий рисованию и аппликации с детьми. Коллективная работа детей в детском саду  предусматривалась проводиться, как  со всей группой детей дошкольного возраста, так и с подгруппами, учитывая возрастные особенности детей, а обучение детей приёмам рисования проводить индивидуально или с подгруппами в вечернее время, в часы самостоятельной деятельности детей.  

коллективная работа детей и родителей

С сентября работу начали с простой формы – когда каждый ребёнок выполняет на занятии своё задание, затем сдаёт работу воспитателю, который в вечернее время составляет общую композицию из отдельных работ. Далее работа усложнялась тем, что дети сами составляли композицию из своих работ. Например, им было дано задание — нарисовать «Цветок»  (причём все рисовали разные цветы). Екатерина Алексеевна к вечеру приготовила длинную прямоугольную бумагу (обратная сторона обоев), и дети на ней расположили работы   (приклеили их),  получился цветочный газон (грядка). По данной теме  провели аппликацию, только теперь детям была предложена круглая «клумба», куда они наклеивали свои цветы. Задание выполнялось, естественно, с учётом возрастных особенностей детей. По такому же принципу строились занятия на темы: «Рыбки в аквариуме», «Птицы на дереве», «Цыплята гуляют по траве», «Цветущая поляна», «Лодки на реке» и т.п.

коллективная творческая работа детей

Сложнее обстояло дело с декоративным рисованием, поэтому коллективных рисунков было мало. В основном для исполнения коллективных рисунков привлекались дети старшего дошкольного возраста. С детьми заранее обсуждался образец рисунка, воспитатель и дети советовались о подборе красок и распределяли  элементы нанесения узора на бумагу. Как правило, центр рисунка выполняли дети, которые наиболее успешно владели приёмами элементов декоративного рисования. Если детям предлагалось выполнение работы по замыслу, то с детьми заранее обсуждалась тема работы, какие элементы будут выполнены и кем из детей. Любая композиция выполнялась последовательно: двое-трое детей заполняют середину  листа и отходят от стола, находят себе другое занятие или наблюдают, как работают другие дети. А другие дети, встав на свои заранее обговоренные места, и выполняют узор по углам и сторонам изделия. Точно так же изготавливались работы по декоративной аппликации.

цель коллективного рисования для детей

В аппликации уже принимали участие дети младшего дошкольного возраста, наклеивая готовые детали по указанию воспитателя или старших детей. Почти все работы использовались в оформлении помещений или же дарились для оформления в группу детей раннего возраста.

Цель коллективного рисования для детей

Главной целью, которую ставили педагоги ясли — сада «Ягодка», занимаясь коллективным рисованием и аппликацией: помнить интересы и возможности детей, избегать формализма и шаблона в работе, развивать познавательный интерес детей, их активность и самостоятельность.

совместная работа детей и родителей

Кроме того, детей учили правильно подбирать цвета, выбирать формат бумаги, следили за выполнением  способов изображения рисунка, соблюдением пропорций предметов на рисунке, учили передавать сюжет и расположение предметов на листе бумаги.    

Коллективная творческая работа детей

Такие темы, как «Матрёшки гуляют», «Весёлый поезд» и т.п. требуют тщательной подготовки и умения детей договариваться друг с другом в ходе работы. Поэтому воспитатели заранее обговаривали с детьми цвет вагончиков, сарафанов для матрёшек, подбор узора (детям было заранее предложены различные узоры при оформлении рисунка). Успешно применялись готовые работы в оформлении помещений.

коллективная работа детей и родителей в детском саду

Так, поезд стал уголком для родителей в группе раннего возраста, на котором размешалась вся информация о делах группы, хоровод матрёшек послужил ковриком в спальне для кукол.

Интересно проходили занятия, когда детям старшего дошкольного возраста воспитатель давала большой лист бумаги, на которой простым карандашом была проведена линия. Воспитатель просила их изобразить пейзаж, допустим «Вид реки за городом», подчеркивая, что рисунок должен располагаться в нижней части листа до проведённой линии. Пока старшие дошкольники рисуют, с малышами проводят другие виды работ. Старшие, закончив рисование, переходят к другому виду деятельности, а малышам предлагают наклеить готовые мелкие силуэты деревьев, которые располагаются над линией.  Интересно проходили занятия, когда выполнялись работы по рисованию или аппликации по два-три ребёнка. Тематика этих занятий хорошо знакома детям, например «Дети играют на площадке», «Бабочки летают на полянке», «Парк зимой», «Лес осенью» и пр.

Коллективная работа детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности ценна  тем, что они, учась передавать в рисунках сюжет или эпизоды из сказок, рассказов и т.п., вырабатывают умение договариваться друг с другом. Такой вид совместной работы в смешанной группе детей дошкольного возраста помогает педагогам объединять детей и улучшает закрепление имеющихся у них умений и навыков, способствует включению всех детей в активную деятельность и развитию познавательных интересов.  Кроме того, малыши учатся у старших, а у старших детей  воспитывается  терпеливое  отношение к малышам. На таких занятиях и взрослые, и дети разных возрастов объединены общей целью и результатом работы, а так же дети видят, как действует воспитатель, и учатся у него без всяких указаний 

Advertisement
1 комментарий к “Коллективная работа дошкольников”
  • Профитроль

    Окт 11. 2018

    Полностью согласна с Вами! Совместные занятия, а особенно творческие — это неотъемлемая часть воспитательного процесса! И это важно в любом возрасте, как в год, так и в 5 и в 10, а может и старше!

    Ответить
  • Написать ответ