Конструирование – создание построек из строительного и подручного материала, песка и снега, а так же изготовление игрушек и других поделок из природного и бросового материала и получение результата от сделанной работы. Это вид продуктивной деятельности детей.
Занятия с детьми конструированием
Занятия с детьми конструированием и ручным трудом в домашних условиях по времени лучше всего проводить в утренние или вечерние часы, в выходные дни. Следует соблюдать сезонность занятий. Например, поделками из снега занимаемся зимой, песка – летом, заготавливаем природный материал для занятий конструированием и ручным трудом в течение лета и осени, а поделки делать можно и долгими зимними вечерами, в выходные и праздничные дни.
Конструирование из строительного материала любых размеров можно проводить в любое время года в помещении (зимой), на летних верандах, террасах, во дворе в летнее и осеннее — весеннее время года. Какие бы занятия не проводились с детьми, взрослые должны учитывать возраст своих малышей, его желание и интересы. Сформировать умения и навыки детей поможет постепенное усложнение задач, которые вы ставите перед ребёнком, способов выполнения работы, а так же воспитание привычки выполнять работу последовательно, аккуратно, доводить начатое дело до конца.
Например, родители Виталия заметили его стремление к конструированию игрушек из мелких деталей. Отец купил ему конструктор, который предполагал сборку парохода (пассажирского) по рисунку. Говоря словами специалиста – по образцу. Они вместе долго рассматривали нарисованную модель, обсудили последовательность её создания и способ работы. Пароход получился сходный с настоящим, отец похвалил сына. В процессе игры Виталий с младшей сестрой произвели некоторые преобразования, в результате которых у изделия не оказалось трапа и капитанской рубки.
Заметив такие изменения, папа, не задумываясь, возмутился: «Разве так бывает на настоящем пароходе?!», а у детей сразу же прекратилась игра, и началась ссора по поводу того, кто предложил убрать из конструкции трап и рубку. В данном случае необходимо помнить, если дети используют конструкцию (поделку) в игре, они могут договориться, где в процессе игры условно будет трап и капитанская рубка, признают это условие и игра развивается, и совсем необязательно, чтобы этот трап должен быть там, где и был в реальном плане – такова специфика игры, с этим надо считаться. После игры можно всё восстановить, соблюдая правила конструкции.
Обучение дошкольников конструированию
Ценным приёмом в конструировании является и то, чтобы взрослые расширяют знания детей о сделанной постройке путём, путём рассматривания иллюстраций, чтения художественных произведений, просмотров фильмов, если есть возможность, то в процессе наблюдений.
Усложнить занятия с детьми конструированием можно следующим образом: мама Пети (5 лет 8 м.) с целью воспитания усидчивости у сына, купила ему хороший набор строительного материала, сама начала постройку дома, а потом, сославшись на занятость, предложила мальчику достроить дом. Далее по дороге домой из детского сада, магазина и т.п. они рассматривали дома на улице, и мальчику было предложено построить улицу с расположенными на ней переходами, дорогой, тротуаром. Мальчик заинтересовался такой работой и просил маму, чтоб она ему подсказала тему для конструирования. Тогда женщина показала ему рисунок дома со стороны подъездов и предложила построить этот дом со стороны фасада таким, каким он его представляет сам. Позднее Петя строил по рисункам крепости, крепостные стены с башнями т.п. Его работы стояли по несколько дней, как украшение комнаты, иногда использовались для игр (в присутствии других детей). Тогда мама стала давать мальчику описание построек, ребёнок слушал внимательно и начинал задавать вопросы относительно способа работы.
Позднее, по своей инициативе, мальчик построил тир, который он видел в парке во время экскурсии с группой детского сада. Для родителей мальчика это была большая радость, так как Петя проявил самостоятельность в выборе своей работы и способах её исполнения. Взрослым следует помнить, что для ребёнка очень важно испытать радость творчества, поэтому для них нужна положительная оценка работы и подчёркивание успеха малыша, выражение надежды, что с каждым разом работы ребёнка становятся всё лучше и лучше.
Конструирование в развитии ребенка
Несмотря на разнообразие материала, тематики поделок, используемых при конструировании цель работы одна: развивать образное восприятие, глазомер, координацию движений руки и глаза, воспитывать интерес к технике, умение работать соответственно задуманному, доводить начатое дело до его завершения. Что развивает конструирование?
Занятия с детьми конструированием способствуют формированию следующих конструктивных способностей:
- Умение анализировать предмет, вычленяя его отдельные части соотнося их по величине и положению в пространстве.
- Определять количество необходимого материала и его качество для изготовления предмета, поделки, игрушки и т.д.
- Способность спланировать последовательность в выполнении работы, а так же возможность замены той или иной детали, части поделки в процессе изготовления.
Кроме того, развивается внимание, наблюдательность, память. Появляются умения выполнять указания взрослых, способность работать руками и тяга к творчеству. Конструирование детей дошкольного возраста развивает у них такие нравственные качества, как трудолюбие, желание помочь взрослым, способность к созданию игровой ситуации, что формирует умения общаться со сверстниками. Стоит заметить, что конструирование для детей важно и тем, что воспитывает в них дисциплинированность, самостоятельность, активность, любознательность.