Детское творчество — лепка

лепка цельМальчик рос избалованным, неусидчивым, в детском саду был склонен к ссорам со сверстниками. Родители заметили у Вити интерес  и желание лепить,  рисовать  и отдали его в студию изобразительного искусства, которая открылась в детском саду. Со временем мальчика стало не узнать:  приходя домой, он с восторгом  рассказывал об  увиденном, услышанном и сделанном в студии.

Лепка цель

Пример этот я привела для того, чтобы обратить внимание родителей на занятия с детьми лепкой и рисованием.  Занимаясь этими видами деятельности, у детей развивается  восприятие предметов и явлений окружающей  действительности. А в деятельности ребёнка происходит формирование знаний об  этих предметах и явления, их свойствах, отличительных особенностях (цвет, форма, величина, положение в пространстве, запах, вкус и т.п.). С восприятия окружающего, как известно, начинается для ребёнка познание мира.  Кроме того, занятия лепкой способствуют развитию мелких мышц кисти рук и координации движений руки и глаза, дети чувствуют форму  и цвет предмета и т.д.

Занятия лепкой малышей.

Давайте попробуем вместе помочь малышам  развить восприятие, пока он ещё мал. Лепка с материалами (глина, пластилин, солёное тесто и прочее)  начинается с детьми двух летнего возраста.  Вначале желательно давать малышам глину, хорошо промешанную, не слишком сырую. (Сейчас глину можно купить в магазинах). Не следует перед  детьми в этом возрасте ставить какую-либо задачу. Просто возьмите  глину в свою руку и дайте кусочек её в руку ребенка и покажите ему способы  лепки: раскатывание глины между ладонями прямыми и круговыми движениями рук.  Покажите малышам, что  глина  мягкая, легко мнется, пусть малыш мнёт её в руках, как ему нравится. Сначала вместе с вами, затем – самостоятельно. Все свои движения желательно сопровождать словами типа: «Глина мягкая, посмотри, как она мнётся» и т.п. Далее покажите, что глину можно разделить на части (большие и маленькие), а затем собрать все части в один комочек. Некоторые дети  быстро заинтересовываются  и пытаются из комка глины что-либо сделать, а некоторые видят в нём какой-нибудь предмет или игрушку. Не разочаровывайте их, вылепите названный предмет. Не важно, как получится по качеству, важно, что ребёнок умеет видеть.

Развитие творческих способностей в лепке

И если малыш видит в комочке глины предмет, и вы его вылепили, тотворческая лепка включайте предметы лепки   в игру ребёнка. Как это делала  мама Люды:  однажды женщина заметила, что девочка мучительно что-то ищет, присмотрелась и спросила, что ей необходимо. Оказалось, что Люда не может подобрать для своей куколки мяч. Мама тут же предложила девочке слепить мяч из  глины. Во время лепки она обратила внимание на то, что кукла маленькая, и мяч то же необходимо сделать маленьким. Но  до того, как начать выполнять работу, они тщательно руками обследовали резиновый мячик, имеющийся в игрушках. После окончания работы мама прочитала    дочери стихотворение  о  мяче. Найти такие стихи можно в интернете, если нет интересных  в доме  книжек.  (Стихи авторов В. Берестова, Н. Радченко, Т. Прокушева, Г. Кузнец, Т. Шотт, С. Маршак и других).  Там же можно найти загадки про мяч и другие предметы и игрушки. Использование  художественного  слова и фольклора  при таких занятиях с детьми  способствует развитию детского воображения, представления, восприятия окружающего  и речи, а также делает общение родителей и детей более эмоциональным, насыщенным и богатым по содержанию. Далее мама с Людой лепили воздушные шары для кукольного праздника, колобки, неваляшки, баранки, ленточки, колбаски и прочее.

Занятия лепкой развивает

Художественный вкус у дошкольников, у них совершенствуются умения и навыки в передаче форм предметов, их цвета и расположения в пространстве, а так же дети учатся изображать предметы с натуры.

При лепке родителям  следует учесть, что прежде, чем начать лепить тот или иной предмет, необходимо обследование натуры. Например, тот же мяч пусть ребёнок подержит его в руках, почувствует его форму, обведя контур мяча руками, рассмотрит этот предмет вблизи, на удалении, с боку и т.п., обратить внимание на цвет,  форму, показать мяч в движении. Хорошо, если по окончании работы обыграете  готовое изделие, т.е. мяч можно покатать по изготовленной или нарисованной дорожке, ленточке, прикрепить к нитке воздушный шарик, морковку дать зайчику, баранками угостить  друзей  куклы и т.д. Обязательно в процессе работы обращать внимание не только на форму предмета, но и его цвет, величину расстояние предметов друг от друга.  Однако, творческая лепка детейот малышей трёхлетнего возраста  название формы, величины, пространственного расположения требовать не следует.  В этом возрасте важно, чтобы малыши понимали вашу речь и выполняли необходимое задание, учитывая свойства предметов.

Творческая лепка

А  вот  старших детей  следует учить называть все необходимые свойства  и  признаки предметов, используя знания детей, приобретённые в результате наблюдений за природой, выводов, сделанных из прочитанных рассказов, сказок и прочее. Будет лучше, если дети будут изображать в творческих работах по лепке сюжеты, предметы по сезонам года. Например, осенью пусть  лепят предметы круглой и овальной форм, изображая овощи и фрукты. В зимний период лучше всего включать сюжеты с изображением зимующих птиц, а так же уместна лепка по мотивам сказок, где можно передать животных и людей в движении. Среди персонажей Новогоднего праздника много внимания уделить лепке Деда Мороза и Снегурочки, украшению их костюмов и т.п. Весной хорошо использовать декоративную лепку, которая отличается яркостью росписи – это могут быть лепка по типу дымковской, городецкой и хохломской росписи. В этом случае используется прием наложения и примазывания  декоративных частей костюмов, узоров посуды и т.д. Так же можно лепить различные яркие цветы, цветочные поляны, ветки с цветами и составлять различные композиции. Некоторые композиции можно разместить в рамки и использовать в оформлении деткой комнаты или уголка, кухни, прихожей. Всё это способствует воспитанию творческой активности и самостоятельности вашего ребёнка.

Обучение лепке

Именно в лепке дети быстрее усваивают форму,  величину предмета, его цвет и другие особенности. Поэтому, прежде чем нарисовать  предмет,  необходимо  его обследовать и вылепить, а потом перейти к рисованию.

Лепка дома

тесто для лепкиНапример, в детском саду пяти летний Саша не смог нарисовать птичку на ветке, воспитатель дала задание: дома потренироваться в рисовании птицы. Папа с Сашей вечером по частям лепили птичку (туловище – овальное, голова —  круглая, хвостик — длинный и плоский, ветка – длинная, на ней есть небольшие сучки, она крепкая, чтоб птичка не упала). Когда собрали всю работу, Саша поставил готовую птичку перед собой и приступил к рисованию. У него получился  прекрасный рисунок. В детском саду его работу рассмотрели все дети, а воспитатель похвалила Сашу за старание и умение.

В формировании умения создавать в лепке выразительные образы способствуют разные методы подготовки к работе с глиной – такие, как рассматривание картинок и иллюстраций к рассказам, сказкам, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок, подбор пословиц и поговорок. По окончании работы можно организовать обыгрывание изготовленных предметов или предмета. Например, вылепленные баранки использовать в качестве угощения гостей куклы Кати, колобки пусть весело покатятся по дорожкам, большие колобки  — по большой дорожке, маленькие – по маленькой, чей  колобок быстрее докатится до леса, воздушные шары использовать в качестве подарка кукле или какого-либо сюрприза и прочее.

Сюжетная лепка

После пяти лет следует отойти от лепки  однородных  предметов, стараться обращать внимание  детей на сюжетную лепку. Первыми  сюжетами  могут быть изображения домашней птицы, животных с их детёнышами и птенцами. В дальнейшем можно создавать сюжеты по мотивам различных сказок, рассказов, стихов. На данном этапе работы следует ориентировать детей не только на   изготовления персонажей сюжетов,  но и обращать внимание на то, чтобы все фигуры были устойчивы и научить  ребят освоить технику  установки изделий на подставку.

Кроме того, необходимо обращать внимание на  развитие творческих сюжетная лепкаспособностей  при лепке персонажей: украшение деталей одежды, обуви, головных уборов, передавать  движение персонажей, создавать характерные детали ( глаза, нос, рот и прочее, придавать выразительность этим деталям), включать в сюжет дополнительные элементы: миску для воды и молока щенку, котенку, короб медведю и т.п.  Интересен такой способ лепки дошкольников, как  умение пользоваться  стекой (для того, чтобы сделать необходимые углубления), влажной тряпочкой  (для  выравнивания  поверхностей гладких предметов).  Хорошим приемом лепки является использование натуры, где дети могут сравнить свое изделие с предложенной натурой и сделать выводы и дать оценку своей работе.

В старшем дошкольном возрасте очень важно, определившись с  темой лепки, предоставить  детям самостоятельность в выборе способа работы, который должен опираться на их знания, и умения, представления, полученные  ребятами в процессе наблюдений, чтения, различных видов занятий, экскурсий, походов и т.д. необходимо помнить, что лепка развивает творческие способности детей, способствует приобретению навыков самостоятельности.

У детей  всех возрастов  необходимо  воспитывать  умение аккуратно пользоваться глиной:  лепить на специальной дощечке, не пачкать стол, одежду, после работы тщательно мыть руки и убирать за собой всё, что использовалось в процессе лепки.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ