Лепка в жизни ребенка

лепка для детей дошкольного возраста В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма.

В детях необходимо воспитывать с раннего детства потребность к созданию красивых вещей. Этому способствуют в равной степени такие творческие занятия с детьми, как рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.

Виды лепки

Сегодня мне хотелось бы поговорить о народной и декоративной лепке. Если ваш ребёнок, хоть немного, лепил. Вы, наверняка, заметили, что он стремится украсить свое изделие: просит сделать это взрослого или пытается сделать сам. Уже первоначальная деятельность детей в младшем дошкольном возрасте подводит их к пониманию того, что украшенное изделие будет интереснее и красивее. Сначала дети просто делают налепы в виде шариков (ягодки), плоских лепёшечек  (листики, лепестки) и прочее, иногда наносят палочкой, спичкой узор на изделии. Следует помочь им, показав различные приёмы украшения изделия. Например, раскрасить каким-либо узором (можно с помощью геометрических фигур, различных завитков и т.п.). Работу, выполненную с помощью, украшений можно смело назвать декоративной лепкой.

Народная лепка

Отличается от декоративной  лепки только тем, что в ней изображаются животные, звери, люди в народных костюмах. В каждой местности свои особенности украшения.

Заметив  стремление детей к образам народной и декоративной лепки, необходимо познакомить их  с народным искусством:декоративная лепка для детей показать красиво украшенную чайную чашку, блюдце, вазу, возможно, у вас есть открытки, картинки, изделия народных мастеров с различными узорами, доступными пониманию и восприятию детей. Особенно ценны изделия народных мастеров, так как они в своих работах отражают окружающую жизнь, знакомую и доступную для малышей.

Дети быстро усваивают ритмичное нанесение пятен на бумагу, поэтому им несложно нанести такие пятна на изделие из глины, теста, а в результате игрушка приобретает более привлекательный и эффектный вид.  Есть одна особенность – перед нанесением краски на изделие лучше пусть ваш малыш наметит места нанесения её стекой или спичкой, зубочисткой, палочкой. Тогда вы сможете ему помочь распределить узор симметрично, элементы узора будут расположены на нужном расстоянии друг от друга и в этом случае будет соблюдена ритмика орнамента.

Значение лепки для детей

Под влиянием образов животных, птиц, созданных с помощью декоративной лепки, дети лучше  воспринимают иллюстрации, созданные к русским народным сказкам художников И. Билибина и Ю. Васнецова, творчество которых основано на национальных традициях. Еще в детях развивается потребность к созданию красивых вещей. Воспитывается их художественный вкус. И, если с раннего детства приучать дошкольников к красоте. То они будут стремиться к ней на протяжении всей своей жизни. Кроме того, что дети учатся передавать цвет и форму, у них развиваются ориентировочные реакции, так как на каждом изделии рисунок располагается по-разному, да и сами рисунки разные.

Творческое развитие детей в лепке

Обучение детей дошкольного возраста народной и декоративной лепке способствует развитию у них творческих способностей   в разных направлениях:

  • ребёнку необходимо думать над образом, который нужно выполнить;
  • правильно передать не только форму изделия, но и его пропорции и т.д.;
  • продумать украшения, правильно подобрать цвета и нанести узор с соблюдением всех правил пропорций, техники рисования;
  • декоративная и народная лепка связана с работой пальцев, а значит, укрепляются мышцы кисти рук, а нанесение узора координирует движение руки и глаза;
  • обучение лепке детей способствует развитию   образного мышления, памяти;
  • декоративная лепка для дошкольников важна ещё и тем, что она требует развития детских  ощущения и восприятие, и, в то же время, сама способствует их развитию.

виды лепки для ребенка Часто приходится слышать, что дети сами справятся с замыслом лепки. Однако опыт работы с детьми говорит об обратном – ни одной деятельностью ребёнок не сможет овладеть самостоятельно. Поэтому от взрослых зависит умения детей передавать изображения предметов, их формы, пропорции, а так приёмы работы и навыки правильного пользования необходимым оборудованием. В данном случае – навыки пользования глиной, стеками, палочками, салфетками, подставками и прочее. Ещё необходимо у детей сформировать умение использовать в декоративной лепке дополнительные материала – косточки, зёрнышки, бусинки, пуговицы, орешки и т.п.

Помогут вам в этом дидактические игры, которые могут заинтересовать ребёнка и пробудить интерес к декоративной лепке:

  1. «Разбросанные картинки» — взрослые, исходя из умений детей, просят их собрать разложенные в хаотичном порядке картинки посуды, зверей, птиц, животных, человека и т.д., а затем показывают, как такой предмет можно вылепить и украсить, после высыхания глины – раскрасить.
  2. «Белый лист» — для детей 5-7 лет. Даётся белый лист и отдельно и отдельно элементы украшения. Пусть дети самостоятельно на листе выложат узор, а затем по своему же образцу вылепят торт, пирожное, красивый пирог и прочее.
  3. «Отгадай и слепи» — загадываются загадки, например, о животных. Какую загадку ребёнок отгадает, то животное и лепят.
  4. «Украсим Тане сарафан» — малышам предлагают украсить сарафан на заранее вылепленной кукле. А старшие дети выполняют данную работу от лепки куклы до украшения её сарафана сами, с помощью взрослых, конечно. Для украшения, кроме красок, предложите детям использовать пуговки, бусинки и т.п.
  5. «Волшебная бабочка» — работа идёт по принципу игры «Украсим Тане сарафан».
  6. «Цветочная поляна» — на зелёное полотно (бумага, картон, дощечка) ребёнку предлагается разместить вылепленные цветы, грибы, ягоды, листья и прочее и раскрасить их.
  7. «Золотая осень» — по принципу игры «Цветочная поляна» или «Украсим Тане сарафан».

Большое влияние на результат лепки оказывают ситуации, которые создаются взрослыми. Например, вы говорите своему ребёнку: «Вылепи вазу, ты умеешь, потом её раскрась, как тебе нравится, затем мы вместе сделаем цветы. Ты подаришь вазу с цветами бабушке на День 8-е Марта. И вы увидите, с каким интересом ваш малыш будет работать.

Развитие творческой активности напрямую зависит от того, какая перед ними стоит задача. Качество же выполнения работы польза лепки для детей зависит от правильной организации рабочего места и наличия необходимого оборудования, обязательно наблюдение и руководство взрослых.

К работе по декоративной лепке должны быть приготовлены доски (квадратные или круглые), клёнка (линолеум), на которой дети будут работать с глиной, глина, готовая к работе (любая). Оборудование для работы с глиной – стеки (делать надрезы, разрезы), пластиковая кисточка для нанесения узоров, блюдце для воды, чтобы заглаживать поверхность изделия, тряпочки, краски, кисти для раскрашивания, подсобный материал (зубочистки, палочки, пуговицы, бусины, косточки, крупа и прочее).

Занимайтесь с детьми декоративной лепкой или другими видами творческой деятельности детей, и вы  наглядно убедитесь, каких результатов достигают  дети, благодаря вашему вниманию, общению с ними.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ