Мелкая моторика рук дошкольников

Поступление ребёнка в школу означает собой очередной новый период в жизни дошкольника, который называется «учебная деятельность» и будет являться ведущей деятельностью на протяжении всего периода учёбы.  Начало обучения – это сложный этап в жизни детей дошкольного возраста: это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Адаптацию детей к школе облегчает, как показали исследования психологов, пребывание их в детском саду. «Незрелые школьники», посещавшие детский сад встречаются вдвое реже, чем «домашние дети».

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Одной из обязательных задач, среди множества задач подготовки детей к школе, является развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников. В условиях детского сада развитие мелкой моторики рук дошкольников формируются на занятиях по изобразительному искусству, в процессе конструирования и выполнения трудовых действий. Ставятся воспитателями перед  детьми и специальные  задачи  типа: обвести геометрические фигуры по точкам, различные линии, контуры зверей, животных, птиц.

Дома родители должны создать своим детям условия для занятий изобразительной деятельностью (рисование, лепка), конструированием, ручным трудом, а так же обязательно приучить ребят к некоторым видам домашнего труда. При этом важно обращать внимание на то, что ребёнок уже что-то знает, что у него лучше получается. Тем самым вы стимулируете интерес ребёнка к письменным упражнениям. Все перечисленные виды занятий способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Желательно, чтобы ваш малыш пришёл в школу со «зрелой» моторикой. Что такое зрелость моторики?  Это ловкость пальцев и кистей рук, а так же  чёткая координация их движений.

развитие мелкой моторики рук цели и задачи

Развитие мелкой моторики рук цели и задачи

Цель развития мелкой моторики рук:

  1. Подготовка руки ребенка к письму (развитие координации движений руки и глаза, моторики кисти и пальцев рук).
  2. Совершенствуя движения рук детей, мы развиваем у них внимание, мышление, памяти, речи, слухового и зрительного восприятия.
  3. Формировать у детей умение действовать в соответствии со словесными указаниями взрослых.
  4. Воспитывать умение работать в соответствии с замыслом при изготовлении сувениров, деталей костюмов, различного рода аппликаций и прочее.

Задачи развития мелкой моторики рук для детей – формировать навыки учебной деятельности, готовить руку ребёнка к письму, поддерживать детскую инициативу в самостоятельных играх и занятиях.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Если нет  ловкости и чёткой координации движений пальцев и мелких мышц кистей рук, необходимо делать следующие упражнения:

развитие мелкой моторики рук детей дошкольногго возраста

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  • Занятия рисованием, лепкой, умение работать ножницами, завязывания и шнурование. Застёгивание пуговиц и прочее.
  • Занятие конструированием (работа с различными мозаиками, мелкими предметами, виды ручного труда), изготовление поделок из бумаги и картона, природного материала, различные виды шитья (в т.ч.вышивание)
  • Обведение контуров предметов, геометрических фигур по точкам, чёрточкам, различные виды закрашивания, штриховки и т.п.

Упражнения для развития мелкой моторики рук для детей

Хотелось бы подробнее остановиться на пальчиковой гимнастике, которая полезна для развития мелкой моторики рук, которая тесно связана со многими центрами коры головного мозга. Дети, с которыми занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, более точной координацией движений, силой и ловкостью рук, скорее успокаиваются после стрессов. Приведу вашему вниманию, в качестве примера, упражнения на мелкую моторику рук у дошкольников, которую используют в своей работе воспитатели детского сада «Рябинка»:

  1. Крепко сжать обе кисти рук в кулачки, а затем с силой растопырить пальцы в стороны (повторять 8-10 раз).
  2. Легко сжать обе кисти руки в кулачки и медленно вращать их круговыми движениями, постепенно ускоряя вращение ( 8-10 раз).
  3. Сомкнуть большой и указательный палец руки, остальные пальцы максимально растянуть. Сделать щелчок указательным пальцем, далее делаем щелчки всеми пальцами руки по очереди. То же самое сделать другой рукой (по 5 раз каждой рукой).
  4. Знаменитое упражнение «Коза», которое мы все помним с детства.упражнения для развития мелкой моторики рук для детей
  5. «Сорока — белобока» — игра, в которой массируются все пальчики по очереди.
  6. Положить ладони на стол, барабанить всеми пальчиками по столу, затем – каждым пальцем по очереди. Далее можно предложить детям поочерёдно поднимать каждый пальчик вверх.
  7. Стоя, глаза закрыты, руки разведены в стороны, затем вы предлагаете ребёнку коснуться указательным пальчиком правой руки кончика носа. И так повторить каждым пальчиком. Затем упражнение повторяется левой рукой;
  8. Касание мочки левого уха пальцами правой руки, правого уха – пальцами левой руки.

Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников

  • Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа – «Два весёлых гуся», «Мы сварили суп», «Пальчики здороваются» и т.п., кроме того игры с чтением стихов.
  • Различные штриховки, раскраски.
  • Лепка из глины и пластилина.
  • Игры с прищепками, мелкими игрушками, клубочками.
  • Собирание пазлов, конструкторов.
  • Занятие конструированием, ручным трудом.

Так же для разминки кистей рук и пальцев предлагайте своим малышам разрывать листки бумаги на мелкие кусочки в виде квадратов, прямоугольников, кружочков, веточек  и т.п. Далее пусть дети складывают из этих маленьких кусочков различные узоры на листе бумаги или дощечке. Интересными получаются аппликации из порванных цветных кусочков по темам «Цыплёнок», «Медведь», «Волк», «Лиса», «Сова» и прочее. Эти животные пушистые и аппликации с помощью обрывания смотрятся очень оригинально и красиво. Как можно чаще давайте детям возможность работать  ножницами, пусть они раскрашивают  картинки в книжках-раскрасках, штрихуют нарисованные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, животных, лепят, плетут изделия и прочее.

В последнее время модным стало слово «креативность», оно обозначает, примерно, то же самое, что и «оригинальность», «нестандартность», «неординарность», ещё проще говоря – «творчество». Ребёнка надо учить творчеству и созиданию. Это поможет ему в дальнейшем обучении в школе, а так же и во взрослой жизни.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ