Метод имитации

Формирование личности ребёнка зависит от того, насколько рано взрослые начинают оказывать воздействия на развитие его. Имеется в виду воздействие взрослых на своих детей: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, а так же развитие речи.

Метод имитации в развитии речи

Развитие речи происходит в домашних условиях, в основном, в свободном речевом общении: в быту (утренние и вечерние водные процедуры, приём пищи), во время прогулок, в процессе игр, различного вида труда, занятий рисованием, лепкой, при проведении праздников, развлечений и прочее.

метод, включающий загадки упражнения имитации подвижные игры

Речь ребёнка развивается быстрее, если взрослые ставят его в такие условия, когда необходимо активное речевое общение. В этом взрослым помогает применение метода имитации, включающий загадки, упражнения имитации, подвижные игры, беседы с детьми и которым пользуются все взрослые с самого рождения малыша. Например, мама купает Катю и приговаривает: «Где у моей доченьки рука? Вот она, помылим её, помоем, сполоснём, а вот вторая рука…» если ребёнку 3-7 месяцев, то он просто прислушивается к словам мамы, а в 9-11 месяцев он начнёт пытаться говорить за мамой её слова. Начнёт он, конечно, повторять ударный слог, в данном случае, слог «ка», пусть повторяет, как может, важно, чтобы он понял значение слова, а для этого мама просит Катю: «покажи маме руку, а ещё есть у Кати рука? Где у мамы рука?» Таким образом, ваш малыш усвоит обобщающий смысл слова «рука» и будет понимать, что этим словом называют не только его руку, но и руку мамы, бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.  Используя наблюдения за реальными предметами, родители научат описывать эти предметы, дети поймут их назначение, а имитируя речь взрослого, смогут сами называть предметы, их свойства, признаки и назначение в жизни.метод имитации в развитии дошкольников

Метод обучения подобен методу имитации

Метод имитации используется при обучении детей любой игре. Например, все дети любят играть мячом, Паша не исключение. Бабушка, играя с Пашей (1г. 6 м.) заставляла мальчика ощупывать мяч и побуждала его к проговариванию слов: мяч, мягкий, синий, маленький, катится. В следующий раз, когда они играли шариком, бабушка попросила малыша покатать шарик, малыш в точности воспроизвёл движения, какие производили они вместе с бабушкой с мячом. Точно таким же способом Пашу научили действиям с имеющимися у них игрушками. Кроме того, папа, занимаясь с мальчиком рисованием, называл предмет, который они будут рисовать, и показывал сыну, как нужно рисовать его части и как из частей получается нужный предмет. Методом имитации мы учим детей, подражая животным и птицам, повторять их крики типа: «му-му, мяу-мяу, га-га, кря-кря и т.п.» Используя метод имитации в развитии детей, родители непроизвольно обучают своих детей выполнению необходимых для жизни действий, например, умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее.

Метод имитации цель

Ценность этого метода в том, что в нём участвуют двое – взрослый, который обучает и ребёнок – обучается. Задача взрослого говорить внятно, выразительно интонировать речь, чтобы ребёнок усвоил правильную артикуляцию и произношение звуков, воспроизведение взрослых. какой метод обучения подобен методу имитацииОчень важно удержаться на уровне правильного произношения звуков, не имитировать произношение ребёнка и не «сюсюкать», не «лялякать» с малышами.  Помогает метод имитации в развитии речи детей и в заучивании текстов, стихов, только необходимо следить за правильным произношением слов и звуков. Часто бывают случаи, когда ребёнок, повторяя за взрослым строчку или слово, произносит только их окончания.  Например, мама Вити старалась, чтобы мальчик знал все месяцы, выучили их, когда стали при дедушке и папе повторять названия месяцев, мальчик не мог начать, и мама подсказала ему: «ян…», Витя заканчивает и вторит: «…варь», снова смотрит на маму, которая продолжила: «фев…». Мальчик – «…раль» и так до месяца «сентябрь», а потом ребёнок вдруг три раза подряд произнёс: «…ябрь, …ябрь,…ябрь», все поняли, что это название следующих за сентябрём месяцев. Смеялись, конечно, но мама поняла свою ошибку – когда мальчик не произносил название месяца, она просто говорила первый слог, таким образом, ребёнок усвоил только окончания в названиях месяцев. Точно такие же ошибки можно заметить и при заучивании детьми стихотворений – когда взрослые подсказывают слово или строку стихотворения и не требуют от ребёнка повторить её, а довольствуются продолжением заученного текста.  Заучивание любых текстов происходит в процессе имитации речи взрослого, который сначала произносит сам текст, а затем просит сделать это ребёнка. Подбор текстов зависит от возраста детей. метод имитации цельЕсли с малышами заучиваем потешки «Ладушки», «Сорока — белобока» и т.п., где происходит опора на словесный образец, то трехлетние дети уже сами вполне могут произносить слова текста и воспроизводить необходимые по тексту движения. С возрастом задания для дошкольников усложняются.

Метод имитации у дошкольников

Уместна имитация в играх, где дети берут на себя ту или иную роль, повторяя действия и выражения, увиденные и услышанные от взрослых. В игре речь ребёнка обогащается не только новыми словами, но и новыми словосочетаниями, формообразованиями. Например, имитация – метод обучения в сюжетных играх, играх драматизациях служит прекрасным  упражнением в закреплении в произношении отдельных звуков, выражений с определённой интонацией, приучает детей к диалогу, где требуется связная речь, так как дети с удовольствием передают услышанную от взрослых речь, или речь героев сказок, рассказов. Подвижные игры требуют от детей не только правильного произнесения текста, но выполнения движений и правил игры.

метод имитации в развитии детей

Метод имитации в развитии дошкольников

Таким образом, можно сделать вывод, что метод имитации мы начинаем применять с раннего детства малышей. Обучение этим методом происходит как непроизвольно, в повседневной жизни детей и взрослых, так специальными занятиями, например, заучивание различных текстов. Применяется этот метод в общении с детьми всех возрастов, особенно много благоприятных ситуаций для развития речи и обогащения словаря детей складывается в процессе игр с детьми и занятиями их любой трудовой и творческой деятельностью.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ