Метод разговора

Каждый ребёнок к поступлению в школу должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли и, чтобы речь детей была живой, непосредственной, выразительной. Умение точно и последовательно излагать свои мысли оказывает огромное влияние на развитие детей. К каждой инициативе малышей, к его вопросам следует относиться бережно, поддерживая желание ребёнка вести разговор.

Метод разговора как средство воспитания развития речи

 Метод разговора в развитии речи детей используют все взрослые – и родители, и педагоги.

метод разговора в воспитании детей

Сначала малышей учат просто выполнять словесные задания – например, мама говорит малышу: «Принеси игрушку; покажи Тане, какую картинку ты смотрел» и т.п. далее начинаем ставить перед детьми вопросы, на которые он обязательно должен ответить. Вопросы должны быть понятны детям и конкретны, типа: «Кто нарисован на картинке? Какие игрушки ты любишь? Из чего ты ешь суп?» и прочее. Чаще всего ответы детей младшего дошкольного возраста состоят из одного-двух слов, но взрослый улавливает смысл и должен своими дополнительными вопросами побуждать ребёнка к более полному ответу, высказыванию.

Метод разговора в развитии речи дошкольника

Развитие навыков разговора состоит в том, что дети учатся внимательно слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, не стесняться говорить в присутствии других детей и взрослых, уметь слушать, как взрослых, так и своих сверстников. метод разговора в воспитании детей в семьеИменно такой диалог взрослого и детей дошкольного возраста называют методом разговора. Заключается он в том, что говорят оба и ребёнок, и взрослый принимают участие в разговоре, но говорят они ни одно и то же, как  при методе имитации, а разное: своими вопросами взрослый побуждает ребёнка  вспомнить уже известные слова, звуки, маленький текст и употреблять их по назначению. Например, Саша путает в произношении звуки «з» и «ж», мама при каждом удобном случае просит мальчика: «Скажи, ты помнишь, как жужжит жук?» или «А как зудит комар?» Мальчик вспоминает и отвечает. В данном случае при разговоре мама опирается на  представление малыша с помощью слова, без опоры на наглядность. Осенью Сашу познакомили с овощами, ягодами и фруктами, их названием. Через некоторое время мама даёт малышу картинки с изображение овощей и фруктов и просит его разложить овощи с овощами, фрукты с фруктами, а затем перечислить название тех и других. Это тоже будет разговор, но с опорой на наглядность. Интересен будет разговор при проведении словесных дидактических игр:

  • Придумываем слова на заданный звук. Например: даётся задание указать предметы, название которых начинается на букву «с» (стол, стул, стеллаж, стена) и т.п.метод разговора в развитии речи детей
  • Называем предметы по описанию. Взрослый даёт задание: «Принеси то, откуда можно узнать сказку или стихи» (книга). Бабушка Славы всегда загадывала мальчику загадки, особенно много загадок было про овощи, фрукты, ягоды. Например, рассматривают капусту, и тут же загадывается загадка: «Сто одёжек и все без застёжек». Мальчик должен сказать, почему сто одёжек.

Для детей пятого года жизни интересно вести разговор при помощи игры на словесные представления типа: «Кто больше добавит слов к моим словам: «Повар готовит обед» (дети должны добавить: готовит ужин, завтрак, полдник, бутерброды и пр.). «Повар варит компот» (жарит, тушит, варит суп, кашу и т.п.). Так же точно про работу няни, дворника в детском саду, мамы, папы и т.д. С младшими детьми такой разговор можно вести с помощью набора картинок. Дети будут просто смотреть картинки, и проговаривать действия людей, изображённых на них. К пяти годам детям вопросы задаются по одному, вызывая их на разговор. С детьми шести лет разговор уже усложняется. Во-первых, взрослые должны побуждать своих детей отвечать на вопросы сложными, распространёнными предложениями. Во-вторых, учить их использовать в речи определения, сравнения, деепричастия и т.п. Например, папа Вике показывает картинку, как охотники преследуют зверя, даёт дочке задание: «Скажи полным предложением, чем заняты охотники?» и тут же дополнил: «Назови зверя и скажи все действия охотников».

метод разговора в развитии речи ребенка

Вот какие предложения Вика составила: «Охотники бегут по лесу, преследуя Лося. Лось большой, сильный, у него очень крепкие ноги». Конечно, в данном случае получился небольшой рассказ, но следует учесть, что Вика с отцом разговаривают постоянно, и отец научил  её  говорить предложениями и просит отвечать на вопросы так, как он учил. В данном случае папа поставил перед девочкой задачу – чем заняты охотники, назвать зверя и всё это оформить полными предложениями.

Метод разговора в воспитании детей дошкольного возраста

Метод разговора  в воспитании детей в семье  можно определить так – это способ обучения детей связной речи, где взрослый побуждает ребёнка к разговору и учит его пользоваться запасом слов, вводит в речь малыша новые слова, выражения, обороты.

метод разговора как средство воспитания развития речи ребенка

Побуждая детей к разговору уместно пользоваться наблюдением, опорой на картины, словесным образцом, постановкой вопросов, дидактическими играми. Кроме того, ставятся конкретные задачи по формированию правильной устной речи детей: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи и формирование грамматически правильной речи. Имеет значение метод разговора в воспитании детей дошкольного возраста, так как он помогает дошкольникам преодолевать смущение, стеснительность, молчаливость, застенчивость, робость и развивает у них общительность. При разговоре детей и взрослых расширяются детские представления, начинает работать воображение, память, а значить идёт процесс развития мышления. Знание этих задач облегчает взрослым  умение выбрать тему  и вести разговор по ней.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ