Мотивы трудовой деятельности детей

Дети к шести годам уже много знают и умеют. В большинстве своём они активны, трудолюбивы, организованны. Однако не все они ответственно относятся к выполнению трудовых поручений, часто совсем не проявляют инициативы и самостоятельности.

трудовые поручения для детей старшего возраста

Мотивы трудовой деятельности для детей дошкольного возраста

В задачу взрослых входит — воспитать  самостоятельность и активность детей в труде,  способствовать повышению ответственности за результат своего труда.

Однажды мама Тани ( 6 лет) заметила, что девочка играет с куклой, а пуговица на платье у куклы отсутствует. Мама просто спросила: «Если бы у тебя не было пуговицы на платье, ты бы его надела в детский сад?» Ответ девочки, естественно, был отрицательным. Мама напомнила дочке, что она учила её пришивать пуговицы. Девочка охотно пришила пуговицу к кукольному платью и продолжила игру.  В следующий раз, помогая маме разбирать и складывать выстиранное бельё, Таня обнаружила, что у брата на рубашке одна пуговица вот-вот оторвётся, и она быстро нашла иголку и нитки и самостоятельно пришила пуговицу к рубашке брата. Об этом мама рассказала вечером брату, папе. Таня была искренне рада, что её старание было замечено и одобрено взрослыми. В данном случае мотивом труда Тани выступало желание заработать одобрение взрослых. Витя ( 5 лет) просит купить хомячка. Мама сразу ставит условие: «Купим, если ты будешь убирать клетку и кормить хомячка сам». самостоятельность детей в трудеТаким способом, учитывая желание ребёнка, мама нацелила его на  выполнение постоянного трудового поручения, самостоятельность в уходе за хомячком. А вот у Серёжи мама сама убирает за хомячком. Оказалось, что женщине не нравилось, как сын убирает клетку животного, и она при Серёже  убирала её заново. Постепенно это стало её обязанностью.Рассматривая эти примеры, мы можем сказать, что трудовые поручения в семье должны вытекать из мотивов. Каковы мотивы трудовой деятельности детей? Так, у Тани был мотив — заслужить одобрение взрослых, у Вити — желание получить хомячка, а у Серёжи мама сама погубила желание ребёнка к выполнению трудового поручения.

Давайте рассмотрим мотивы трудовой деятельности дошкольников, которые следует использовать, организовывая трудовые поручения детей в семье с целью воспитания самостоятельности, ответственности:

  • Интерес ребёнка к выполнению работы.
  • Желание помочь взрослым, получить их одобрение.
  • Общение с взрослыми в процессе работы.
  • Создание предметов своими руками. Здесь решается сразу несколько задач — закрепляются имеющиеся у детей навыки труда, и они получают удовлетворение от результата своего труда.
  • Мотив по принципу «Научи меня». Здесь ребёнок выступает в роли знающего человека, присутствует познавательное направление.

Каждый родитель должен учитывать, что мотив детей от желания иметь что-то должен перерасти в мотив знать что-то и уметь выполнять требования. К 7 годам уже мотивом трудовой  деятельности должно выступать слово «Надо!». Читайте статью «Есть такое слово — «НАДО». С изменением возраста дошкольников появится  необходимость использовать любознательность детей, и личные мотивы деятельности будут уступать познавательным. В данном случае уместно пользоваться приёмом «Научи меня».

Трудовые поручения для детей

Каким бы мотивом вы не руководствовались, хорошим приёмом в воспитании самостоятельности детей в труде будет использование игрушек. Например, Дима (4-5 лет ) никак не хотел убирать свой игровой уголок. Тогда папа купил ему Петрушку-марионетку и сказал: «Я купил тебе новую игрушку, но боюсь, что она затеряется у тебя в твоих  игрушках. 

трудовые поручения ребенка в семье

Давай разберём их и наведём порядок».  Они вместе привели игровой уголок в порядок, папа достал игрушку и показал, какие действия и как можно совершать ею. Затем определили место Петрушки в игровом уголке и договорились, что он будет следить за порядком среди игрушек. В течение месяца папа наблюдал и подсказывал от имени Петрушки о необходимости наведения порядка, затем подсказки прекратились, а Петрушка остался с  Димой  навсегда, как напоминание о необходимости выполнить ту или иную работу.

Кроме уборке в игровом уголке можно организовать следующие трудовые поручения для детей в семье:

  1. Трудовые поручения для детей раннего возраста (до 3 лет) — учить снимать при небольшой помощи взрослых верхнюю одежду, обувь, вешать и ставить всё на место. Помогать взрослым убирать крупный мусор на полу и участке, застёгивать большие пуговицы, правильно надевать свою одежду, складывать её вечером перед сном аккуратно.
  2. Трудовые поручения для детей младшего дошкольного возраста -дети должны уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, знать место одежды и обуви и следить, чтобы они всегда были в порядке, уметь застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Привлекать малышей к уборке игрушек, оказывать посильную помощь взрослым в уборке помещений и участка.трудовые поручения для детей на прогулке
  3. Трудовые поручения для детей старшего дошкольного возраста — воспитывать в детях желание принимать участие в труде вместе с взрослыми. Кроме того, они должны уметь самостоятельно аккуратно складывать свою одежду в шкаф, следить за порядком в своей комнате или уголке. Привлекать детей к хозяйственно-бытовому труду и труду в природе (поливать комнатные растения, рыхлить землю и прочее) Хорошо, если при посадках грядок, выделите грядку ребёнку, за которой он будет ухаживать всё лето, весной участвовать в перекопке земли грядок, уборке территории, осенью в уборке урожая и т. п.

Все перечисленные трудовые поручения помогут вам в воспитать самостоятельность детей дошкольного возраста в труде, что несомненно поможет им при  выполнении домашних школьных заданий.

Конечно, определяя последовательность выполнения поручений, подбирая персонажей, которые вы хотите использовать как подсказку или приглашение  к выполнению, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, его интересы. 

трудовые поручения для детей дошкольного возраста

Создание условий для выполнения трудовых поручений детьми

Какой бы труд вы не организовывали в семье необходимо помнить, что при любой трудовой деятельности необходимо соблюдать режим двигательной активности детей и учитывать, что она снимает напряжение , связанное с умственной деятельностью. Поэтому считается, что организовывать трудовую деятельность детей лучше всего во вторую половину дня (примерно с 15ч 30 мин до 16 ч 30 мин). В это время отмечается хорошее состояние организма детей, так как утренние часы насыщены учебными занятиями и дневной прогулкой. Кроме того, такое распределение времени позволит вам  равномерно распределить нагрузку детей на все группы мышц. Использование совместного труда детей и родителей способствует формированию у дошкольников уважения к трудовой деятельности взрослых, овладению детьми более сложными навыками труда, поскольку родители будут иметь возможность обучить их этим навыкам.

Очень важно, чтобы родители приобщали детей не только к труду, связанному с навыками самообслуживания  и к посильному хозяйственному труду, но и к труду творческого характера — конструированию, изготовлению различных поделок, мелкому ремонту и т.п.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.