Мозаика в развитии мелкой моторики рук

Современные родители часто слышат о мелкой моторике рук и необходимости её развития. Сегодня рассмотрим вопрос, как способствует мозаика развитию дошкольников в целом и как с её  помощью происходит развитие мелких мышц руки и пальцев.

Мозаика в развитии детей раннего возраста

Уже с малышами 2-летненго возраста нужно проводить игры и занятия по выкладыванию мозаичных узоров из мелких геометрических пластмассовых, картонных, деревянных фигур, а так же выкладывание узоров по образцу взрослого из крупных семян (горох, бобы, семена тыквы, кабачков, арбузов, фасоли прочее). Этот материал  доступен для всех, содействует развитию мелкой моторики   рук. Кроме того, содействует воспитанию усидчивости,  терпению, кропотливости труда.

мозаика в развитии детей

Для выкладывания мозаик следует использовать красивый фон: цветную бумагу, красивый картон, ярко окрашенные деревянные доски и т.п. Все дети нетерпеливы и сразу же хотят видеть результат, поэтому нельзя ставить перед малышами задачи, которые непосильны им по возрасту. Для начала предложите 2-летнему малышу рисовать на крупе: выложите манную крупу на любой поднос, можно использовать  крышку из-под коробки от конфет, положив на неё яркую цветную бумагу. Пусть ваш малыш произвольно пальчиком водит по крупе. Его, несомненно, заинтересуют эти движения, так как, раздвигаясь, крупа обнажает яркую подложку. Если ребёнок не проявляет интереса к крупе на подносе, возьмите его руку в свою, пальчиком малыша проведите линию, затем другую и т.д. Потом малыш сам будет с удовольствием и страстью  водить рукой по крупе. Не надо бояться, что какая-то часть крупы окажется на столе, полу. Всё это легко убрать, а, не работая с детьми, не разовьёте их внимание, воображение, моторику, умение видеть и создавать красивое. После хаотичных движений предложите малышу попробовать нарисовать заборчик, дерево, дождик, волны. Такие занятия необходимо сопровождать  словами, побуждая детей к разговору и обозначению своих действий. Следующее упражнение, доступное для детей двух-трёх-летнего возраста – возьмите 2 кружки, в одну положите любые крупные семена, пуговицы, и т.п. и предложите малышу по сигналу начать перекладывать семена из одной кружки в другую. Желательно, чтобы он брал семена пальчиками. Далее, разнообразьте задание, пусть он берёт семена, услышав, определённые слова, которые вы выделите голосом. Например, читайте малышу короткое стихотворение типа: идёт БЫЧОК качается, ВЗДЫХАЕТ на ходу, опять ДОСКА качается, сейчас я УПАДУ.

мозаика в развитии дошкольников

Такие занятия можно проводить с пуговицами, семенами, мелкой пластмассовой мозаикой и прочее. Далее предложите  сыну или дочери брать предметы поочерёдно, то одной, то другой рукой. Заодно посмотрите, какой руке он отдаёт предпочтение в работе. Интересное занятие с детьми – попросить имитировать  замес теста в кружке рукой (брать в кулачок руки материал, который находится в кружке, и делать определённые движения, имитируя замес теста). В дальнейшем практикуйте перекладывание семян, беря их поочерёдно большим и указательным пальцами  (средним, безымянным, мизинцем) левой и правой руки.

Мозаика в развитии детей

Как применить мозаику в развитии детей дошкольного возраста? Детям 3-4-летнего возраста предлагайте выкладывать семена на дорожке, украшать нарисованные дома, автомобили, фигуры зверей и т.п. Конечно, работы эти недолговременны, но их нужно выполнять. Можно использовать в создании мозаичных узоров крупные семена, листья, травку, соломку, яичную скорлупу, камушки, скорлупу от орехов и прочее.

мозаика в развитии мелкой моторики рук детей

Соблюдая вопросы безопасности жизни и здоровья детей, работа со всеми этими материалами должна происходить под руководством и наблюдением взрослых.

Мозаика в развитии мелкой моторики рук дошкольников

Детям 6-7-летнего возраста предлагается составление мозаичных узоров  с помощью клея ПВА, который просто намазывается на рисунок бумаги, картона, на клей выкладываются семена или другие предметы мозаичного искусства. Работа эта очень кропотливая и начинать её необходимо, соблюдая принципы  последовательности и постепенности в выполнении заданий. На первых порах пусть будет лучше, если дети начнут наклеивать семена на пластилин, как делают многие педагоги ДОУ. Просто пластилин накладывается заранее на нужный рисунок или форму (делать это могут сами дети накануне вечером, допустим, а утром, придя в детский сад, рисунок украшается узором). Таким  способом изготавливаются вазы, подставки под карандаши, а так же нарисованные картинки типа: «подсолнух, бабочка, парусник в море, листопад, фигуры животных, птиц, насекомых» и прочее), декорируются  бутылки, стаканы  и т.п. К семи годам дети вполне могут справляться с выполнением пейзажных мозаик, замысловатых узоров. Многими воспитателями детских садов используются крупы, плоды зерновых культур в украшении узоров.  Главное в этом деле проявить выдумку, фантазию, терпение. 

мозаки в развитии мелкой моторики рук

Дети же, в свою очередь, получат понятие, что в картинках, созданных из семян, круп, геометрических фигур, камушков  используются методы  древнейшего искусства – мозаики.

Замечу, что нетрудно заняться искусством мозаики в домашних условиях, на кухне всегда достаточно различных зёрен, приправ, круп, макаронных изделий – используйте их в занятиях с  детьми. Во-первых, используя мозаику в развитии мелкой моторики рук детей, вы будете способствовать их умственному развитию, фантазии, внимания, воображения. Кроме того, это очень удобно – вы занимаетесь своим делом, а ребёнок рядом с вами – своим. На улице плохая погода, нельзя пойти гулять, у вас всегда найдутся совместные занятия, а, значит, будет  общение. К процессу создания шедевров из семян, круп, макаронных изделий, листьев и т.п. может присоединиться любой член семьи, и даже гости. Остаётся пожелать всем приятных творческих находок.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ