Значение музыки в воспитании детей

значение музыки в развитии ребенкаВ этой статье я хотела бы поговорить о значении музыки в воспитании детей раннего возраста (до трех лет).

Влияние музыки на эмоциональное состояние малышей огромно. Музыка пробуждает чувства. Все взрослые (особенно мамы) замечают реакцию своего малыша на колыбельные песенки, на музыку, доносящуюся с экрана телевизора, как они реагируют на живую музыку (баян, пианино, гитару и т.п.).

Значение музыки в развитии ребенка

Уже в раннем возрасте ребенок живо реагирует на звучание различных дудочек, звуки металлофона, губной гармошки, шарманки, бубна и прочее. Музыка, несомненно доставляет детям большое удовольствие, она как бы поднимает общий тонус маленького человека. Совсем маленькие дети просто улыбаются, отзываются на звуки музыки гулением. С взрослением эмоциональная отзывчивость детей меняется, они начинают проявлять свою реакцию на музыку: на плясовую -быстрыми и очень интересными движениями рук и ног, звуки спокойной и лирической музыки заставляют их замирать, улыбаться, дети могут покачиваться из стороны в сторону. Если вы ударили в бубен или в металлофон, они к нему потянуться и будут имитировать ваши движения.

Итак, можно сделать вывод о том, что уже с момента рождения и до двух лет у детей имеются предпосылки для формирования музыкальных способностей:

— дети умеют слышать и чувствовать музыку, производя различные движения;

— у малышей развивается эмоциональная отзывчивость. В это время очень важно, чтобы взрослые смогли показать красоту музыки, почувствовать её мелодичность, ритм и т.д.

— воспитывается музыкальный вкус и основы музыкальной культуры.

Музыка как средство развития ребенкамузыка как средство развития ребенка

Первый интерес к музыке, прежде всего связан со знакомством каким-либо музыкальным инструментом. Увидев инструмент в руках взрослых, дети тянутся к нему, подходят и начинают гладить его руками. Если взрослые заметили интерес малыша, то самое время показать звучание инструмента и какие можно делать движения под него. Например, бубен и барабан (самые доступные инструменты), покажите, как добиться появления звука, и какие движения следует делать (ножками потопали, побежали, пошли спокойным шагами). Этим самым вы воспитываете слуховое восприятие мелодии и соответствующую реакцию на услышанные звуки. С 1,5-2-х лет дети прислушиваются к словам песни, могут сопровождать эти слова простыми действиями типа: кукла спит, пляшет, кошка лакает молоко и прочее. Активизируются детское восприятие мелодии и различные движения под музыку: ладошками хлопают, ножками топают под веселую музыку и слова, делают вид, что спят под звуки колыбельных во время игры со взрослыми. Применимы в раннем возрасте игровые упражнения типа: взрослый прячется и играет определенную мелодию на бубне, барабане, металлофоне, а ребенок отыскивает инструмент. Упражнение повторять несколько раз, пока ребенок не запомнит его.

Как музыка влияет на развитие детей

В этом же возрасте необходимо развивать способность различать свойства звуков: высоту, длительность, тембр. Осуществляется это очень просто с помощью парных игрушек (кошка и котенок, собака и щенок, большая птичка и маленькая). Если есть звучащие игрушки, то их использовать, а нет — просто поиграйте с детьми в игры «Кто как кричит?» (большая собака кричит громко, грубым голосом, а маленькая -звонко, долго, призывно, жалобно и т.п.Точно так же с другими игрушками). Когда дети хорошо усвоят разницу звуков, хороша игра «Угадай по голосу»

развитие детей и музыкаИспользуя музыкально-дидактические игры с бубном, барабаном, дудочкой, металлофоном, вы поможете детям усвоить звуки разные по длительности. Например, взрослый берет игрушки медведя и зайца и показывает, как медленно, большими шагами, вразвалочку шагает Мишка и как заяц быстро-быстро бежит по дорожке, петляя, стремительно скачет и прячется за кустом. Соответственные звуки бубна или барабана усиливают восприятие.

Интересны задания на угадывание музыкального инструмента по тембру. Вы раскладываете инструменты, знакомые ребенку, малыш отворачивается, а вы проиграйте мелодию на одном из них. Сначала малыш просто показывает на инструмент, а затем приучайте его называть необходимые предметы словами.

На втором году жизни формируется основной вид музыкальной деятельности детей — музыкально-ритмические движения: притопывать ногами или ногой, похлопывать в ладоши, махать руками, переступать с одной ноги на другую, а так же воспитывать умение слушать музыку и менять характер движения. То есть, под медленную музыку они только ходят, а под быструю — меняют ходьбу на бег. Здесь рекомендую вам использовать песенки типа:»Игра в мяч»,»Мы топаем ногами…»,»По кочкам — по кочкам…»,Кто такие птички?» и т.д.. Хороши такие подвижные игры, как»Наседка и цыплята»,»Воробушки и автомобиль»,»Котятки уснули» и прочее. Хорошо ребята выполняют под музыку такие задания: спрятались от мишки; догнали куклу, мяч, шарик; полетели, как птички и прочее.

Привлекательны так же для детей игровые действия с предметами: помахивание под музыку флажком, шариком, ленточками, платочками; звенеть погремушкой; прятать и находить игрушку и т.д.

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

В семье старшая девочка ходила в музыкальную школу и дома часто играла на баяне, а маленький Рома всегда прислушивался к мелодиям, и стоило только ей заиграть, как он замирал и довольно долго вслушивался в звуки инструмента. Девочка этим стала пользоваться, если малыш начинал капризничать или плохо засыпал. С помощью звуков баяна внимание Ромы с легкостью можно было переключить на другой вид деятельности, и плач или нежелательные просьбы отодвигались на задний план, а чаще всего просто забывались.воспитание и музыка

Все дети уникальны и талантливы, непосредственны и эмоциональны, любят музыку. Если вы заметили положительную реакцию малыша на музыку, если малыш меняет свое поведение, услышав мелодию, используйте это:

  1. Чаще давайте ему возможность слушать хорошую музыку;
  2. Научите своего малыша чувствовать музыку, различать высокие и низкие звуки, узнавать песенки;
  3. Развивайте творческие проявления: умение двигаться под музыку, участвовать в танцах, пении.

Влияние музыки на развитие речи детей.

На втором году жизни уже могут активизироваться певческие проявления. Конечно следует ребенка привлекать к подпеванию, как делают во многих семьях. Для подпевания годятся небольшие песенки типа «Водичка»,»Коза рогатая»,»Лошадка» и т.п. Некоторые песенки требуют пояснения содержания. Для этого используется обычно действие с персонажем-игрушкой. Например, бабушка поет внучке песенку «Птичка» на музыку М.Раухверга и показывает с помощью игрушки «птичка», а в следующий раз она просит изобразить птичку девочку и произнести в конце песни «Ай». А в песне Е.Тиличевой «Да-да-да» они поют вместе короткую повторяющуюся фразу:»Да-да-да!» Таким образом у детей поддерживается интерес к песне, активизируется активность малышей и вырабатывается желание и стремление участвовать в пении, обогащается словарный запас, развивается речь. Дети чувствуют предложение, так как пение помогает делать паузы, выражать голосом вопрос, удивление, восхищение и прочее. Когда привлекаете детей к пению, помните, что дыхание у них поверхностное, короткое, и пения, как такового нет, нет протяжности звука. Не стоит торопить детей петь правильно, просто побуждайте их к пению, умению протягивать звуки. Начните с звукоподражания животным:»мяу-мяу-мяу; му-му-му-му молока кому-му-му? га-га-га-га» и т.п. При этом стремитесь соблюдать певческие интонации , чтобы ребенок четко проговаривал слова, используйте метод повторения слов и выражений, как было рекомендовано в статьях «Народное творчество» и «Развитие речевой активности детей». Лучше всего использовать музыкальные игры с пением типа «Игра с Мишкой» муз. Г.Финаровского, колыбельную «Баю-бай»,»В огороде Заинька» муз. М.Красева,русские народные песенки и потешки.

Влияние музыки на развитие творческих способностей детей.

На втором году жизни формируется основной вид музыкальной деятельности детей — музыкально-ритмические движения: притопывать ногами или ногой, похлопывать в ладоши, махать руками, переступать с одной ноги на другую, а так же воспитывать умение слушать музыку и менять характер движения. То есть, под медленную музыку они только ходят, а под быструю меняют ходьбу на бег. Здесь рекомендую вам использовать песенки типа:»Игра в мяч»,»Мы топаем ногами…»,»По кочкам — по кочкам…»,Кто такие птички?» и т.д.. Хороши такие подвижные игры, как»Наседка и цыплята»,»Воробушки и автомобиль»,»Котятки уснули» и прочее. С удовольствием ребята выполняют под музыку такие задания: спрятались от мишки; догнали куклу, мяч, шарик; полетели, как птички и т.п.

развитие творческих способностейПривлекательны так же для детей игровые действия с предметами: помахивание под музыку флажком, шариком, ленточками, платочками; звенеть погремушкой; прятать и находить игрушку и т.д.

Постепенно возможности для движений под музыку расширяются, и вы можете им предложить, чтобы они плясали произвольно под полюбившиеся мелодии. Хороши для этого песенки «Антошка»,»А ну-ка! Давай-ка плясать выходи!»,знаменитая песня Винни Пуха «Кто ходит в гости по утрам», «Чунга-Чанга» и многие другие, даже плясовые для взрослых подойдут.

Интересны забавы с музыкальными игрушками, с театром Петрушки, с красками и карандашами (под музыку),фокусы: «цветная водичка», «волшебная коробочка».

Для музыкального развития детей необходимо создавать условия: прежде всего малышам нужны звенящие по разному погремушки, колокольчики, бубенчики. Хорошо использовать различные дудочки, губные гармошки, бубны, барабаны, металлофоны, шарманки.

Приобщая детей к музыке, взрослые развивают не только интерес к ней, но и эмоциональную отзывчивость детей, чувство ритма, умение слушать и слышать и многие другие качества личности. Кроме того, находят место предпосылки развития музыкальных способностей в последующие годы.

Но не следует забывать, что без заинтересованности взрослых в этом вопросе ничего не получится.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ