Музыкальное развитие младших дошкольников

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников

Ранний и младший дошкольный возраст детей – период, когда закладываются все первоначальные основы музыкального развития детей дошкольного возраста, способности, которые дают возможность взрослым приобщать в дальнейшем ребёнка к различным видам деятельности. Вопросы воспитания и развития детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста всегда привлекали внимание специалистов разных профессий. Именно в области развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста встречаются примеры раннего проявления музыкальных способностей.

В своей статье «Значение музыки в воспитании детей» я писала о влиянии музыки на эмоциональное состояние малышей и развитие их речи, как всё это можно воплотить в условиях семьи. Сегодня мне бы хотелось рассказать об опыте работы музыкального руководителя в детском саду Л. А., чей опыт можно с лёгкостью применять в семье по темам: «развитие  музыкального восприятия дошкольников», « развитие музыкальных способностей детей».

Цель музыкального развития дошкольников:

  • У детей младшего дошкольного возраста – формирование внимания и интереса к музыке.
  • Развитие у детей музыкального восприятия и освоение некоторых исполнительских навыков.
  • Развитие ритмичности движений, начиная с первыми звуками музыки и завершать с её окончанием.
  • Выполнять танцевальные движения, сначала по показу взрослого, а затем самостоятельно.
  • Правильно реагировать на характер музыки, изменения её темпа и ритма.

музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Музыкальные действия детей дошкольного возраста в игре

Свои занятия с самыми маленькими детьми Л.А. старалась строить в виде игры, небольшого сюрприза или сказки. Например:  приходит к детям, неся в руках мягкую игрушку  Зайца, обязательно прочитает маленькое стихотворение про зайчика, затем даёт детям время на прослушивание музыки, покажет, как скачет зайчик во время своих игр на полянке, как убегает от лисы и пр. Далее Зайка играет для детей на каком-нибудь музыкальном инструменте (барабане, бубне, погремушке) и обязательно Зайчик играет с детьми в игры типа: догонялки, ладушки, сорока, прятки, доставив последним огромное удовольствие. Часто Л.А. на свои занятия вносит красочные картины или альбомы:  «Кошкин дом», «День рождения», «К нам гости пришли» или просто использует загадки, а ответы подсказывают красочные картинки с изображением предметов-отгадок и т.п. В этом возрасте дети любят слушать песенки, музыкальный руководитель доставляет им удовольствие, используя при слушании хлопки в ладоши, покачивание туловища или рук, притопы и т.п. При активном участии в слушании песен дети быстрее запоминают их текст и раньше начинают подпевать взрослому.

Самые интересные занятия у Л.А. – тематические , которые она проводила ежеквартально с детьми. Заранее раскладываются на столах (столы стоят в другой части комнаты) бумага, краски, карандаши или пластилин и глина. Музыкальный руководитель объявляет тему: «Мы в лесок пойдём», «Первые снежинки», «На бабушкином дворе», и т.п.

музыкальное воспитание и развитие дошкольников

Дети слушают по темам музыку, поют песенки, пляшут и танцуют, а затем им предлагается подойти к столам и изобразить свои впечатления в рисунках, лепке (возраст детей уже 3-4 года).  Частые гости у малышей дети других групп и взрослые. Взрослых музыкальный руководитель привлекает к исполнению ролей Петрушки, бабушки, Зимушки и т.д. или просто в качестве зрителей. Например, осенью малыши разучили танец с листочками, через несколько занятий показали этот танец приглашённым в группу младшим воспитателям из других групп. Танцы исполняются как под «живую» музыку, так и под запись.

Музыкальное развитие детей в семье

Музыкальный руководитель консультировала родителей, что дома вполне возможна импровизация плясок, танцев, хороводов. Обращала внимание на то, что лидером подобных импровизаций является, конечно же, взрослый, а так же, что музыкальное развитие детей в семье начинается с игры.  Предлагала игры для детей младшего дошкольного возраста типа: «Зеркало» — взрослый показывает танцевальные движения, а малыш зеркально повторяет его, задания всё время усложняются за счёт различных движений, разнообразятся с помощью предметов (флажков, погремушек, ленточек и пр.). Хорошо практиковать для детей задания типа: попрыгаем, как зайчики, покажи, как ходит лиса, медведь и т.п.

музыкальное развитие ребенка в семье

Хороши так же этюды, построенные на образах: «Мы идём», «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Кошка», «Зайка», «Собачка», «Лошадка» и т.д. Но сначала обязательно следует познакомить детей с нужным музыкальным произведением.

Вниманию родителей предлагался красочно оформленный перечень игр по теме: «Игры для развития музыкальных способностей дошкольников»:

  • Найди колокольчик – взрослый за ширмой звенит колокольчиком, ребёнок должен определить его место положения. Игра усложняется – звучание высоких и низких звуков колокольчика.
  • Где же наши ручки – под музыку (медленную и тихую) руки прячутся за спину, под весёлую – показываются и ими выполняют движения вместе с взрослым.
  • Ладушки – хорошо всем знакомая игра.
  • Поиграем с Мишкой – взрослый поёт любую колыбельную песенку, дети должны уложить Мишку спать. Затем мелодия меняется, и Мишка пляшет, можно плясать всем вместе.

развитие музыкальных спосоностей у детей дошкольного возраста

  • Ловкие ручки – по показу взрослого под музыку делаются движения руками.
  • Топ – топ – исполняется точно так же, как игра «Ловкие ручки».
  • Мячик – на спокойную музыку мяч прокатывается по полу, под дуги и пр., на плясовую – отбивается рукой об пол.
  • Вот так вот – осваиваются простейшие плясовые движения по показу взрослого.
  • Курочка и цыплята – отрабатываются высокие и низкие звуки. Например: по зову курицы дети (цыплята) едят, прячутся от кошки, спят и т.п.

Музыкальные игры в развитии дошкольника помогают запоминать тексты песенок, осваивать простейшие танцевальные движения, пробуждают интерес к пению и движениям под музыку.  Постепенно малыши приобретают некоторые навыки пения и начинают применять эти навыки самостоятельно в своих играх. Самостоятельные музыкальные действия должны поощряться взрослыми и стимулироваться (вносите новые или хорошо забытые игрушки, дополняйте игровые уголки такими атрибутами, как ленточками, флажками, мячами, музыкальными и звучащими игрушками). Используйте музыку как средство воспитания и развития вашего малыша.

Advertisement

Комментарии закрыты.