Наблюдательность дошкольников

Толя (4,6 г.) и Витя (7 лет) ходили в выходной с папой в зоопарк. Придя домой, они поделись с мамой своими впечатлениями.

Наблюдательность у детей

Толя увидел, что в вольере тигров было 2 тигра и три тигрёнка, мальчику понравилась их игривость. Он с восторгом рассказывал, как они боролись, катались на траве.  Вдруг Витя заметил, что тигрят было 2, а не 3, дети заспорили и спросили папу. Папа спор их не смог разрешить, так как не обратил на количество тигров и тигрят внимания. Мама предложила спор прекратить, а в следующий выходной пойти в зоопарк и посмотреть, сколько там тигров и тигрят.

развитие наблюдательности у детей

На следующий выходной в зоопарке они уточнили, что тигров действительно было три, а тигрят – два. Толя высказал предположение: может, что-то в зоопарке изменилось, но потом огорчённо признал своё поражение. Мама утешила мальчика и предложила посмотреть обезьян, а дома они  расскажут друг другу о них, она добавила, что тоже будет наблюдать за обезьянами. Толя расстроился и  заметил, что Витя опять выиграет:  он же старше.  Мальчик оказался прав, так как чем старше ребёнок, тем точнее, лучше и прочнее запоминает увиденные предметы, явления. Подобное соревнование лучше устраивать  с детьми одного возраста, допустимая разница в пределах 6-8 месяцев. Желание мамы Вити и Толи – направить внимание на развитие наблюдательности – очень ценное. Она правильно поступила, когда пошли повторно в зоопарк и проверили наблюдательность детей. Но соревнования в наблюдательности в данном случае нецелесообразно.

Наблюдательность детей дошкольного возраста

Ситуация со спором по тиграм в вольере подсказала родителям Толи и Вити, что наблюдательность детей следует развивать и тренировать.  

развитие наблюдательности у дошкольников

Насколько правильно развивается наблюдательность детей? Чаще всего бывает, что родители замечают   неумение детей наблюдать, когда у них в школе появляются заметные пробелы в знаниях, умениях. Кому не знакома ситуация: взрослые говорят ребёнку: «Возьми сам носки в нижнем ящике комода» и тут же слышат зов о помощи: «Мама, я не могу найти носки!» Мама приходит, носки тут же находятся и лежат на видном месте. Подобная ситуация может быть и с поиском карандашей, ручек, ножниц и прочее. Почему такая ситуация возникает? Потому что у взрослых наблюдательность гораздо выше, чем у детей. Это верно, но ответ этот слишком поверхностный. Ребёнок смотрел в ящике, но не видел носки. Почему?

  • Может быть, он был мысленно увлечён чем-то интересным и на просьбу мамы откликнулся машинально.
  • Возможно, дитё привыкло пользоваться услугами взрослых, и мальчик даже особо не смотрел в ящик комода.
  • Следует знать, что наблюдение осуществляется с помощью органов зрения, слуха.

наблюдательность у детей

Любые нарушения этих органов приводят к снижению наблюдательности. Чаще всего это обнаруживается в школе. Дефекты зрения проявляются во время рисования, письма:  дети хуже воспринимают цвет, форму, плохо видят строчки в тетради, испытываются трудности в написании букв и т.д. Дети с пониженным слухом плохо слышат речь взрослого, а значит, возникают трудности с восприятием звуков речи. Кроме того, пониженная наблюдательность возможна и из-за отставания в умственном развитии, нарушении функций головного мозга. Во всех указанных случаях необходимо обращаться к врачу. В школе в период овладения письмом и чтением особенно важна слуховая наблюдательность, поэтому родителям важно следить за состояние слуха своего ребёнка.

Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста упражнения

Насколько правильно развивается наблюдательность у ребёнка в соответствии с его возрастом, может сказать только специалист педагог или психолог.

наблюдательность детей

Но тренировать наблюдательность, прививать навыки внимательного отношения к окружающему могут и должны делать сами родители с помощью:

  1. Бесед с детьми о том, что они видели на прогулках, по дороге в детский сад, магазин, о прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Беседы выполняют двойную функцию: первое – помогают родителям выявить уровень наблюдательности у детей, для детей они являются тренировкой в зрительной и слуховой наблюдательности, в концентрации внимания. Кроме того, беседы являются прекрасной подготовкой ребёнка к школе, а старшим ребятам они облегчают учёбу.
  2. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, ручным трудом, особенно полезны такие занятия по памяти, представлению, замыслу заставляют детей напрягать свою память и воспроизводить увиденные предметы, явления, а, значит, они способствуют развитию наблюдательности у дошкольников, способствуют привитию навыков труда.наблюдательность дошкольников
  3. Игры на развитие любого вида внимания и наблюдательности типа:  «Угадай, что жужжит?», «Что появилось?», «Скажи что-нибудь о картинке», «Кто внимательный?», «Скажи, куда мы положили», «Подбери по форме (цвету, размеру)», «Что изменилось?» и т.п., упражнения на произнесения поговорок, скороговорок, чистоговорок.
  4. Пересказы прослушанного текста, которые способствуют не только развитию слуховой наблюдательности и внимания, а способствуют развитию связной речи детей, запоминанию содержания текста.  

Беседы и пересказы особенно важны для детей с нарушение органов слуха. Тренировать и развивать  наблюдательность детей, прививать им навыки внимательного, направленного наблюдения необходимо всем детям дошкольного возраста. Родители должны понять, как происходит процесс наблюдения у их ребёнка, способен ли он воспринимать окружающий мир в соответствии со своими возрастными особенностями и уровнем  умственного развития.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ