Наблюдения дошкольников за природой

Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека. Именно в детстве закладываются основы правильного отношения к жизни детей, в том числе и к природе. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский оценивал природу, как вечный источник мысли, который способен заложить в умы и сердца детей «… умное, доброе, вечное…».

Наблюдения за природой цели и задачи

Ближайшее окружение, повседневное общение с окружающей средой формируют у дошкольников представления об изменениях в природе и природных явлений, а так же обогащают представления об окружающем их  мире, воспитывают  доброжелательное отношение к природе. Дети познают зависимость образа жизни животных, птиц, насекомых, растений  от происходящих изменений в живой и неживой природе и погоде.

Взрослые должны стимулировать детскую любознательность, учить ребят видеть изменения природных и погодных явлений, делать самостоятельно выводы. Основным методом развития любознательности являются наблюдения.

цель наблюдения за природой для детей

Цели и задачи любых наблюдений:

  • Заставлять детей думать, вспоминать, искать ответы на поставленный вопрос.
  • Каждое наблюдение должно дать детям что-то новое, углубляя и расширяя их первоначальные знания.
  • Следует обеспечить взаимосвязь между наблюдениями. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление о ближайшем окружении, природе, животных и т. д.
  • Наблюдения должны вызвать интерес к окружающей природе, любому наблюдаемому объекту, желание узнать о них как можно больше.
  • Знания , полученные в результате наблюдений должны закрепляться с помощью чтения книг, занятий по рисованию, аппликации, лепке, бесед и рассказов об увиденном.
  • Любые виды наблюдений должны способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

наблюдение за изменениями в природе цель

Наблюдения за природой как средство развития познавательной активности

Наблюдение за природными явлениями, изменениями погодных условий способствует умственному развитию дошкольников, обеспечивает непосредственный контакт  детей с природой и её объектами. Это сложный  познавательный процесс, неисчерпаемый кладезь впечатлений детей об увиденном . Наблюдения за природными явлениями и погодой обеспечивает непосредственный контакт  с природой, живыми объектами, растениями, окружающей ребёнка средой.  Они  могут быть длительными за одним и тем же объектом и кратковременными, а так же спланированными заранее или спонтанными (разовыми). Вот пример кратковременного разового наблюдения – семья  Валерия выехала на природу. Их сыну Славе (4 года) сразу же, на месте отдыха, бросилась в глаза полянка цветущих  одуванчиков. Мама повела мальчика к полянке, они вместе выяснили какого цвета одуванчик, посмотрели внимательно его стебли,  Валя сплела небольшой веночек, который надели на голову игрушечной собачки (Слава не расставался с любимой игрушкой), полюбовались красотой полянки, договорились, что больше рвать цветы они не будут, так как вся красота исчезнет.

наблюдение в уголке природы цель

Далее обратили внимание на воду в речке. Понаблюдали за течением, пустив «кораблик» по ней, увидели прозрачность и чистоту воды, папа обратил внимание на камушки (гладкие, вода их отшлифовала, отличаются друг от друга размером  и оттенком цвета). Такие кратковременные наблюдения за природой для детей раннего возраста и младших дошкольников несомненно нужны и важны.   Старшим дошкольникам необходимы и доступны более длительные наблюдения за одним и тем же объектом. Цель наблюдений за природой для детей старшего дошкольного возраста должна быть направлена на получение  знаний о природных изменениях, росте и развитии растений, животных, насекомых, птиц и т.п. В процессе наблюдений с детьми этого  возраста уже важны их умения сравнивать наблюдаемый объект с тем, что они видели раньше, необходимо побуждать детей делать несложные выводы. Например, наблюдали в мае-июне за поляной, где цвели одуванчики, в августе вернитесь на эту полянку, пусть ваш ребёнок расскажет об изменениях на ней и сделает свой вывод. Взрослым останется дополнить, пропущенное ребёнком видение и, при необходимости, поправить или помочь сделать правильный вывод.

наблюдение дошкольников за природой

Целесообразно организовывать наблюдения за изменениями деревьев и кустарников, которые растут в вашем саду, не помешают так же наблюдения за изменениями в цветнике и на огороде, за цветением плодовых культур, за созреванием их плодов. Полезны наблюдения за почвой на грядках и клумбах. Сравнивать какая почва до полива, какая становится после полива, для чего необходимо поливать  растения и прочее.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Способствовать не только воспитанию  внимательности, наблюдательности, но и в целом  умственному, интеллектуальному и речевому развитию детей. Но для этого они должны проводиться систематически. Систему можно определить самим, исходя из ваших возможностей. Например, 2 раза в неделю. Очень важный момент – наблюдения должны вызвать интерес детей. Поэтому перед каждым планируемым наблюдением следует рассказать что-нибудь об объекте наблюдения, прочитать, загадать загадку и т.п.. А вот мама Славы использовала очень простой способ для заинтересованности мальчика .

Она эмоционально с заговорщитским выражением лица говорила: «Пойдём, я тебе что-то покажу…». Посмотрев объект наблюдения, женщина рассказывала, а мальчик слушал, иногда она заставляла его вспомнить, что они читали про увиденный объект. Кроме того, она удачно использовала метод сравнения, говоря: «Смотри, какими стали ягоды вишни и вспомни, какими они были раньше, когда ты их видел?» Тем самым мама умело  побуждала Славу делать правильный вывод из увиденного. Таким простым способом она  формировала представления мальчика о наблюдаемом объекте.  Конечно же, в данном случае  имело место совмещение приятного с полезным. Полезное – ребёнок получал новые знания, развивалась его речь, умение вести диалог, приятное – свободное общение мамы с сыном . А если ещё совместить наблюдения с игрой, то общение будет вдвойне приятным.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит лучшие чувства, воспитывает эмоциональное отношение к окружающему и является неисчерпаемым источником красоты. Любовь к природе, ко всему живому, способствует воспитанию лучших черт характера ( трудолюбие, заботливость, гуманность, уважение к труду взрослых и т.п.)

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ