Наказание и подражание

Я. Корчак, великий польский педагог двадцатого столетия, писал, что те родители, которые не продумают вопросы «запретов и приказов, когда их мало, они  растеряются и не охватят всех, когда их будет много». Чем больше у ребенка свободы, тем меньше возникает необходимость в наказаниях. Под словом «свобода» подразумевается умение людей вести себя в рамках определенных правил: на работе, в семье, в детском саду, с соседями и т.д.

Иначе говоря, у каждого человека должно быть развито волевое поведение и  способность к a1f2e50e5546833c98-60347455самоконтролю. Этому мы учимся всю жизнь, что  очень трудно, особенно для детей.  Прежде, чем наказывать своего ребенка, подумайте – всё ли вы сделали для того, чтобы жизнь вашего малыша была наполнена радостью? Создали ли вы эмоциональные условия для развития вашего ребенка?  Для этого нужно совсем немного: умение наблюдать и радоваться успехам не только своих детей, но и их друзей, соседей, доверять сыну, дочке, внушать  им уверенность в своих силах,  умение забывать обиды.  Есть ещё один главный, значимый момент – научите своего ребёнка ценить и уважать именно сегодняшний день его  жизни и жизни всей  семьи.  Возможно, тогда  не понадобятся никакие наказания.

Читайте статью «Запрет и его последствия».

girls_friends_sisters_painting_mess_creativeПосмотрим, за что мы наказываем своих детей

Испачкал новый наряд;  разбил статуэтку, собрал и поставил её на место;  взял  без разрешения конфету из шкафа; исправил  двойку в дневнике;  бросал камнями в кошку; курил;  разозлился и произнес бранное слово и т. п. Бывает, что подобное поведение — это проявление слабости,  а скорее всего подражание взрослым.  Посмотрите на свое поведение со стороны, подумайте, а не вам ли подражает ваш ребенок? Рассмотрим пример: не разрешается малышу брать из шкафа конфету, а хочется. Внутри у него идет борьба между «хочу»  и «нельзя». Чаще всего побеждает «хочу», и, возможно, это повторяется несколько раз. Все равно не спешите  его временную слабость выдавать за эгоизм, упрямство, лживость и т.п. Может, проще не оставлять конфеты в доступном месте, хотя бы на первых порах, пока малыш не поймет, что  «нельзя»? Следующий момент: курил, бросал камни в кошку. Вспомните – а вы безгрешны были в детстве? Может, лучше рассказать какую-либо историю из вашей жизни: поучительную, смешную и поговорить, какие выводы вы сделали, и какие нужно сделать ребенку.

Видов и форм наказаний много

Но мы сейчас рассмотрим те, которые лучше не применять в своей практике воспитания детей или применять с большой осторожностью.

1.Физические наказания

Их нельзя применять в первую очередь потому, что в этот момент  родители не контролируют своё 5964798_005067e0e769a4a57f7ffa661dc4bf10_wmповедение. Бьют, хлопают, трясут, находясь в состоянии эмоционального возбуждения, совершенно не контролируют свои действия.  Чаще всего  физически наказывают детей те родителя, которые  находятся в плохом настроении. Сравните свою руку с рукой ребенка, свою кожу с нежной кожей  малыша. Сильной рукой даже не сильный удар – жестокое наказание:  бьете беззащитного.  И как вы потом будете убеждать ребенка не бить кошку? Или более слабого, беззащитного малыша?  Всегда следует помнить, что дети подражают поступкам, действиям взрослого и, чаще всего, в момент совершения поступка, они не понимают, смыла совершенного действия. Естественно, ребёнку  не будет понятно, за что его наказали. С психологической точки зрения — частые побои надломят волю ребенка и могут превратить его в безвольную личность, неспособную защитить себя, свою точку зрения. Именно такие дети попадают в «поле зрения» негативных лидеров.

2.Аналогично поступают те родители

которые воспитывают детей не физическими, а речевыми угрозами. Чаще всего так поступают матери. В детском саду, наблюдая за девочками, играющими с  куклами, можно сделать вывод об отношениях матери и ребенка. Вот Таня одела куклу и повела на прогулку, все делается тихо, спокойно, точно так же она общается и с детьми в группе. Света выговаривает своей кукле, что та неряха: пока ела, испачкала все платье, на столе безобразие, шлепает куклу по рукам, раздраженно вытирает салфеткой и отправляет спать. Не  умеет девочка разговаривать и со сверстниками, а в основном капризничает, если кто сделал не «по её» в игре, может толкнуть, шлепнуть, прикрикнуть.

Таким образом, родителям предлагается (прежде, чем избрать форму наказания) взглянуть на себя со стороны, притормозить свою первую реакцию, проявить трезвость ума и самоконтроль.

131228171838_children_smacking_464x261_bbc3. Лишение любви

Такое наказания можно применять к детям младшего школьного и подросткового возраста. Суть его в том, что для ребенка меняется стиль отношений с кем-то из взрослых. Ребенок теряет долю внимания, а остальное все происходит как обычно. Такого рода наказание будет эффективным только тогда, если между ребенком и родителем существует искреннее доверие, уважение, любовь, если ребенок умеет быть самостоятельным, и его права признаются в семье. И здесь  тоже нельзя «пережать», так как наказание может посеять сомнение в душе ребенка в любви родителей к нему, усилить его переживания. В школьном возрасте ребенок уже может дать оценку своих поступков, он знает, что родители его искренне любят,  и правильно поймет смысл родительского гнева, недовольства. При применении любых ограничений и наказаний следует учитывать  особенности поведения детей. Как правило, дети привязаны к матери, и во многих случаях ей достаточно  сказать: «Ты меня огорчил (ла)»; «Я от тебя такого не ожидала»; «Как ты мог (могла)? «Ведь мы с тобой договаривались…» и т.п. Следует помнить, что дошкольники  и младшие школьники  чувствительны к изменению настроения у взрослых.  Этим можно пользоваться при наказании, но с очень большой осторожностью и аккуратностью.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ