Народное творчество

Художественное слово является, если не главным, то одним из основных средств воспитания детей и развития у них речевой активности. Лучше всего воспринимается детьми в первые годы жизни произведения устного народного творчества (фольклора). Именно через знакомство с образами в сказках, потешках, речитативах, прибаутках ребята познают окружающий мир, учатся строить свои отношения с взрослыми.

Одна мама на родительском собрании в первом классе сказала о сыне:»Читает, читает и никак не может запомнить и рассказать содержание?!» На вопрос: «Вы учите с ним стихи?», она только и смогла ответить, что в детском саду какие-то учили.

Давайте попробуем проследить, как происходит общение взрослого с ребенком до AA0139003 лет. До года мама, папа и другие взрослые члены семьи стремятся рассказывать маленькому потешки типа:»Сорока-сорока», «Ладушки» и другие, какие помнят и знают. Примерно с годика, как только малыш услышит слово «сорока», он тут же начинает водить своим пальчиком по ладошке, а при слове «ладушки» радостно хлопает ладонями. Когда дитё поднимается на ножки мы то же сопровождаем его действия словами типа:»Дыбочки-дыбок, скоро Сашеньке годок!» Вот малыш пошел, и взрослые его как могут, так и подбадривают, и опять звучат слова «Догоню-догоню», «Ванины ножки бегут по дорожке! Топ-топ-топ….» и т.п. А какое удовольствие доставляет детям игра в «прятки», когда просто прикрываем ему глаза или накидываем на голову платок и спрашиваем:»Где наш Сева? Ау-ау—у-у» Сколько мы видим эмоций на лице ребенка! А двигательные игры «Поехали-поехали!»,»По кочкам -по кочкам», где слова подчеркивают ритмичность движений, а малыш прислушивается к интонации в речи.

chtenie_2Далее, ближе к двум годам, стараемся, чтоб наши дети запоминали слова потешек и четверостишиях «Киска-киска»,»Наша Катя маленькая»,»Мальчик с пальчик»,»Большие ноги»,»Маленькие ножки» и т.д. Родители гордятся, когда их двухлетние дети наизусть что-нибудь читают, заставляют их прочесть потешку, стихотворение при гостях. Все это правильно, так как следует на третьем году жизни нацеливать малышей на запоминание текста, на умение правильно двигаться под речитативы, и если, именно в этом возрасте, не приучить ребенка запоминать текст, то в дальнейшем ему будет труднее воспроизводить услышанное. Как это делать? Читайте «Влияние общения на развитие детей». Наряду с потешками, детьми хорошо воспринимаются маленькие стихи с участием персонажей. Например: «Водичка, водичка умой Тане личико», «Наша Маша маленькая» или игровые сюжетные прибаутки типа:

«Ай, качи-качи-качи                  Все румяны горячи

Глянь, баранки, калачи!             Налетели тут грачи.

Глянь, баранки. калачи!             Подхватили калачи!

С пылу, с жару из печи!             Нам оста-али-ися-я-я

С пылу, с жару из печи!             Бааа-рааа-нооо-чкиии!»

 

Здесь детям нравятся повторы, элементы звуковой игры (качи, калачи, печи, грачи) и совсем неожиданная концовка на распев. Хороши для диалога и заучивания в этом возрасте прибаутки:»Как у нашего кота»,»Кисонька-мурысонька»,»Чей нос?»,»Курочка-красавица». Необходимо рассказывать народные сказки. Они значительно длиннее прибауток, а повествование так же построено на повторах. В возрасте до трех лет не концентрируется внимание на объяснение слов, незнакомых малышу. Здесь важно направить внимание ребенка на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действий, вызывать сочувствие героям. И ещё: для малыша в три года важно окончание сказки. Они хотят, чтобы она закончилась благополучно для главного персонажа.

Если ваш ребенок научился понимать содержание потешек, прибауток, сказок, bc567673b7676a10e53910ad5230ece9_XLследует переходить знакомить его со стихами Барто из цикла «Игрушки», Берестова «Больная кукла»,Котенок», Введенского «Мышка», Лагздынь «Петушок», Лермонтова «Спи, младенец», рассказами Н,Павлова «Земляничка», Л,Толстого «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и у Миши конь», Г.Балл «Желтячок», Бианки «Лис и мышонок» и многими другими. При знакомстве с новыми стихами и рассказами будет развиваться не только память и запоминание, но и начнет пополняться активный и пассивный запас слов у ребенка. Именно с трех лет большая работа должна проводится на понимание значения слов и выражений.

В результате знакомства детей с народным творчеством, с содержанием рассказов, заучиванием стихов родители увеличат время общения со своим малышом, а так же научат детей понимать, запоминать и передавать содержание текста. Это умение пригодится ребенку в школе и в целом по жизни.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ