Некоторые вопросы развития связной речи детей

Посещая разные возрастные группы детского   сада, я пришла к неутешительному выводу – дети не владеют необходимым речевым общением. У них нет опыта этого общения, а так же не хватает знаний, умений, культуры.

А ведь об уровне речевого развития детей судят потому, как они умеют выстроить свое высказывание о чем-либо или о ком-либо. И за то, как ребенок научится общаться и использовать язык как средство общения, в  ответе родители и другие (взрослые)  члены семьи.xn-k1aa3db3

С рождения ребенок усваивает родной язык и осваивает устную речь. А начинается его общение с понимания речи взрослого, активная же речь развивается постепенно, с  взрослением малыша, восприятием окружающего мира. Если вы прочитаете статью «Условия развития разговорной речи детей», то поймете, что без помощи взрослых, без их руководства будет развиваться стихийная непроизвольная речь. А эта речь бедна и неграмотна.

На начальном этапе

Ваш ребенок будет выделять предметы, и в его речи появятся существительные (названия игрушек, мебели и т.п.). Далее побуждайте его определять цвет предмета .  На первых порах Developmentмалышу посильно освоить 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Постепенно знакомьте детей с  величиной предметов: сначала большой – маленький, затем промежуточные величины (поменьше, еще меньше и т.д.) Здесь применимы игры с матрешками, пирамидками, различными втулками и строительным материалом.  Освоили понятие  « большой – маленький»,  переходите к понятиям  «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «узкий – широкий» и т.д.  Все это помогает обогащению словарного запаса детей, а так же расширяет  их представления о предметах и игрушках,  которые  ребенок активно использует в своей  жизни.

Ребенок много действует

В его речи появляются глаголы, местоимения, наречия, предлоги, прилагательные. Здесь  взрослым необходимо научить своего малыша правильно и по-разному строить предложения. Как это по-разному?  Дети должны понять, что порядок слов в предложении может быть разным. Например, сегодня вы сказали: «Лиля будет купаться!», а завтра произнесите это предложение так: «Сегодня купаться будет Лиля!», «Будет, Лиля, купаться?» . Кроме того, необходимо побуждать ребенка  по-разному проговаривать одно и то же предложение. Так, ребенок вам сказал: «Пить молоко я не буду», попросите его сказать это предложение по –getImageдругому: «молоко пить не буду», «Я не буду пить молоко», «Не буду я пить молоко».  Как бы не мы переставляли   слова в предложении, а смысл остается тот же. Назовите это игрой «Меняем слова» или «переставим  слово», у вас получится интересное словесное развлечение. В это же время появляются в речи союзы, в основном их появление связано с временными понятиями: «Когда кончится дождь —  пойдем гулять», «Поспишь, потом почитаем» и т.п.    Речь детей носит ситуативный характер, преобладает в основном изложение  увиденного. Именно о таком виде речи написано здесь.

Сейчас хотелось бы немного рассказать о начале формирования монологической речи. Чтобы успешно монологическая речь развивалась, ребенок к 4 годам должен приблизительно иметь  запас слов 2,5 тысячи и более. Причем, он не,  только должен понимать значение этих слов, но и начинать употреблять их в своей речи.

Появляются так же навыки обобщений, выводов, суждений, умозаключений. Чтобы навыки эти развивались,  необходимо научить малыша рассуждать.  Например, спросите своего малыша, какие игрушки он больше всего любит, выберите одну из них и попросите его сделать описание  выбранной вами игрушки. На первых порах дети, как правило,  обращают внимание на цвет и размер игрушки. Ваша задача – помочь ему выделить  главные, основные признаки, характерные только для этой игрушки.  Пример: заяц – характерные признаки: длинные уши, очень короткий
хвост и сильные задние лапы, так как  при опоре на них он может очень быстро бегать. Затем IMG_df253bc0d7b3рассмотрите картинку с изображением зайца, пусть ребенок даст описание изображенного на рисунке зайца, а вы добавьте новые сведения о животном (цвет шерсти у зайца летом  серый, зимой – белый и почему; питается заяц травкой, любит морковь, капусту и другую зелень), загадайте загадку типа «Летом серый – зимой белый», прочитайте небольшой рассказ о зайце (зайцах). Так вы расширите представление своего малыша об этом животном, а так же – многие слова из пассивного запаса перейдут в активный, ребенок приобретет навык  первоначального рассуждения. Таким  образом,  можно знакомить детей с другими животными, птицами, предметами быта и т.д.. Это не займет много времени.  Достаточно ежедневно, в любое удобное для вас время, уделить внимание ребенку в пределах 15-20 минут. Выезды на природу дают большой простор для выбора темы разговора и обучения детей монологу. Совместные просмотры фильмов, мультфильмов способствуют развитию связной речи, просто попросите ребенка рассказать о том или ином увиденном эпизоде фильма, мультфильма. Развитие связной речи легко можно осуществлять в процессе повседневной жизни. Устройте с малышом соревнование: он убирает игрушки, вы делаете свою работу (уборка в платяном  шкафу). Кто  БЫСТРЕЕ  сделает работу ХОРОШО? Затем попросите его рассказать, как он выполнял свою работу. Именно в такие моменты ребенок учится описывать свои действия, что является первой предпосылкой к умению пересказывать короткие рассказы, сказки, а в дальнейшем составлять рассказы об увиденном, услышанном.

Побуждая детейc8a35b580e2d6fdaaae422bfe9c1da51

К описанию предметов, событий, вы помогаете  своим детям в умении правильно употреблять слова, строить короткие предложения, применять в речи союзы, определения, наречия. Эти же самые умения помогают ребенку быть общительным, развивают уверенность в своих силах. Все это вместе взятое немаловажное значение имеет для дальнейшей жизни детей, в частности, для успешного обучения в школе.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ