Немного о воспитании культурны поведения детей в семье

Что такое «культура поведения»? Мы часто слышим этот термин, но, как мне кажется, особо над его содержанием не очень задумываемся, а зря. По определению Даля культура – «возделывание» — и здесь же дается определение, что можно «возделывать»: в частности «образование умственное и нравственное». Поскольку говорить будем о культуре поведения, нам приемлемо определение «возделывание нравственного образования». Слово «поведение» по тому же Далю означает «образ жизни». Совокупность поступков и действий кого-либо в соответствии с правилами этикета. Вот и определились с понятием, что культура поведения – это главная тема нравственного воспитания.

Не секрет, что некоторые родители считают, что внешняя сторона поведения в людях не так важна, как честность, умение работать. Я уверена, что некоторые из нас встречались с людьми, честными, умеющими работать, достаточно добросовестными, но общаться с ними бывает не очень приятно. Иногда, мы, не подозревая о причинах, просто избегаем общения с некоторыми людьми. А причина в основном кроется в культуре поведения. Азы этой культуры закладываются с самого раннего возраста, для успешного решения той задачи от взрослых, в частности от родителей, требуется много умения, терпения и особого такта, т.к. все мы прекрасно знаем, что дети во всем подражают старшим.

Что значит воспитать культуру поведения?

Ответ не может быть однозначным, но дети в дошкольном возрасте должны овладеть children-dietопределенными правилами: как вести себя в общественном месте (в гостях, на улице, в транспорте), в домашних условиях, кроме этого есть еще и другие задачи, тоже тесно связанные с вопросом культуры поведения: культура общения, культура речи, культура гигиены, о ней мы уже говорили в статье «О воспитании некоторых гигиеничных навыков и привычек». Уже с двух лет ребенку прививаются зачатки вежливого обращения с взрослыми и сверстниками, умение помогать друг другу, радоваться красивым игрушкам, сочувствовать, если кому-то больно, здороваться, прощаться и т.д.

К поступлению в школу у детей должны сформироваться волевые качества: ограничивать себя в желаниях  и потребностях, выполнять правила поведения, следовать положительному примеру, не перебивать собеседника, не прерывать разговор взрослых, уметь выражать свое мнение и отстаивать его.

Большое значение в вопросах культуры поведения уделяется речи: ребенок должен знать и употреблять вежливые слова, он должен уметь просить, не раздражаясь, радоваться успехам других, сочувствовать  и выражать свою радость или огорчение словом. А для этого в первую очередь он должен видеть положительный пример отношений взрослых:  отношение родителей к старшим членам семьи, соседям, их общение с ними и т.п. Но сам по себе положительный пример не очень эффективен в воспитании культуры поведения. Гораздо важнее поступки и дела, побуждающие желание и умение совершать добро ( помочь взрослым в их делах, малышу зашнуровать ботинки, завязать шарф и т.п.)  Задача эта  сложная, но выполнимая.

Ребенка к шести годам

big_567340Необходимо научить применить свои знания и умения в новой для него обстановке. Например, Ваш ребенок знает, что, приходя в гости, нужно здороваться. Закрепите эти знания – с людьми следует здороваться так же, когда они приходят в гости, при встрече на улице, в транспорте, магазине  и т.д.

Правил культурного поведения  много. И в их воспитании не должно быть никакой очередности, т.к. нельзя определить, чему сначала учить детей. Все коррективы вносит сама жизнь.

Огромное значение в воспитании культуры поведения имеет четкий распорядок дня. Я не имею в виду расписание по минутам. Но можно определить в домашнем режиме один, два момента, где ребенок должен обязательно присутствовать (ужин, помощь старшим виде поручений и т.д.) Всем взрослым следует помнить и соблюдать такое правило, как уважительное отношение к любым занятиям детей закрепляют навыки культурного поведения.

Если вы хотите, что бы Ваши дети умели пользоваться за столом салфеткой, ложкой, вилкой, ножом, причем пользоваться правильно, так и приучайте их это делать дома систематически, постепенно с их взрослением. А иначе как они научатся этому? Обязательно, уважаемые родители, соблюдайте единства требований, их последовательность и систематичность по любым вопросам, касающихся воспитания  ваших малышей.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ