Нормы поведения детей

Поводом для написания этой статьи послужили наблюдения за поведением молодых людей в автобусах города К.  Садишься в автобус и слышишь объявление: «Уважаемые пассажиры, первые места предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Будьте внимательны друг к другу!» Действительно — приятно слышать. Но вот по жизни наблюдаешь несколько другую картину. Итак, автобус следует от дачных участков, в салоне много пассажиров ( в основном женщин пенсионерок), нагруженных сумками.

нормы поведения детей в обществе

Сидит паренёк у окна, в ушах наушники, глазами смотрит в свой телефон, ничего вокруг не замечает. Доехал спокойно до нужной ему остановки и вышел. Одна из женщин справедливо заметила: «Я стеснялась попросить его, чтоб уступил место, думала, у него, может, ноги болят». Ещё один случай: на первом сидении хорошо устроились мама и сынок лет 4 — 5. Рядом стоят пожилой мужчина и 2 женщины. Молодая мама даже не пошевелилась и не подумала, что они занимают  два места. Ну, хотя бы одно можно уступить?

Нормы поведения дошкольников

Мне сразу же вспомнился случай из моей практики. Будучи студенткой пединститута, я была на практике в детском саду. Мы с воспитателем Тамарой Алексеевной готовились к экскурсии в лесополосу близ города. Одним из мероприятий подготовки к данной экскурсии было родительское собрание, на котором Тамара Алексеевна предупредила родителей, что в автобусе должны сидеть взрослые и девочки, если мест сидячих будет недостаточно, то мальчики постоят рядом со взрослыми, держась за поручни. В процессе беседы с родителями она пояснила, что родители должны думать о формировании у мальчиков правильного отношения к девочкам и взрослым и понимания мужского достоинства, учить их вести себя сдержанно, учтиво. Подчеркнула, что эти качества должны проявляться в поступках детей и попросила родителей поддержать её в формировании норм поведения детей дошкольного возраста.

нормы поведения дошкольников

Нормы поведения детей в обществе

Усваивая необходимые навыки, нормы поведения ребёнка в обществе  происходит знакомство с правилами поведения. Благодаря этим правилам дети начинают понимать, как надо вести себя на улице, в транспорте, общественных местах и т. п. Дети старшего дошкольного возраста уже знают и понимают, что при встрече необходимо здороваться, при расставании говорить «до свидания». Они умеют и знают для чего нужно выполнять правила санитарии и гигиены, обращаться вежливо с просьбой к взрослым и ровесникам, благодарить за услугу и прочее. Далее более подробно воспитательница коснулась правил поведения детей в транспорте и общественных местах: уступать место старшим, девочкам, нельзя громко разговаривать, нельзя в транспорте есть пирожные, печенье, мороженное и т. п. Причём в беседе с родителями Тамара Алексеевна подчеркнула, дети воспринимают правила поведения тогда, когда взрослые их обосновывают. Например, можно просто строго сказать: «Нельзя в автобусе есть мороженое.», а можно и так выразить мысль: «Нельзя в автобусе есть мороженое, так как можно испачкать одежду рядом сидящего или стоящего человека.» В первом случае требования категоричны и не требуют раздумий, а во втором случае — они рассчитаны на осознанность, а мотивировка слова «нельзя» связана с удобствами для других, поэтому ответственность детей за собственное поведение повышается.

поведение детей в обществе

Родители должны научить ребёнка способности связывать нарушения правил поведения с отрицательными последствиями для других. Поэтому всегда полезно оценивать поступки детей. Уступил место старшим — молодец, возможно у пожилого человека болит нога и ему трудно стоять, и т. п. Не уступил — поступил не по правилам. Похвала и порицание  дают конкретные понятия о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Нормы поведения детей в семье

Ведя разговор о правилах поведения, нужно всегда помнить, что дома то же необходимо соблюдать эти правила : нормы поведения ребёнка за столом, в общении с взрослыми, умение встречать гостей, правильно вести себя в гостях и прочее. Родителям следует помнить, что считается нужным их образец  в соблюдении  норм и правил поведения детей. Вежливость, любезность, внимательность к окружающим должны быть присущи каждому члену семьи. И эти качества  родителями прививаются с самого раннего детства. К семи годам дети должны понимать, что если в доме кто-то отдыхает, то нельзя играть в шумные игры, громко включать музыку, телевизор. Пришедшим в дом гостям нельзя показывать своё плохое настроение, чтобы гости этого не заметили, а то пожалеют, что они пришли. Необходимо помогать матери, отцу по дому. Пришедшему в гости к ребёнку, лучше предложить игрушки, хотя иногда этого и не хочется делать. Если гость что-либо сломал, не следует подавать вида, что ты расстроен и прочее.

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Сила примера в сочетании с «хорошими» поступками взрослых усиливает желание детей делать всё по правилам. В беседе Тамара Алексеевна дала характеристику мальчиков и девочек группы.

нормы поведения детей в семье

Её характеристика была примерно такой: «Коля проявляет вежливость при просьбе», «Вера всегда аккуратна и осторожна», «Вася предупредительный мальчик, всегда гостям группы подаст стул», «Нина очень внимательна и отзывчива», и так обо всех. Согласитесь, нет правил без исключений, так и в группе не бывает, что все дети отличаются  примерным поведением. Так, например, что она сказала о хулигане Боре? «Боря сегодня понял, что нужно благодарить за оказанную услугу, а Таня со всеми здоровается утром так, чтобы все слышали и обещала всегда здороваться.» Другими словами можно сказать — воспитатель нашла способы воздействия на детей и показала родителям,  как с ребёнком можно быть мягким и в то же время строгим. На это указывал А.С. Макаренко, который сказал, что между пониманием ребёнка, как нужно поступить, и привычным способом его поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».

Воспитание правильного поведения детей

«Заполнить опытом» — значит постоянно упражнять ребёнка в выполнении правил и норм поведения. Чего, я думаю, не было у сидящего в автобусе мальчика подростка и, уверяю вас, не будет у того ребёнка, чьи мама или папа не умеют сами  выполнять элементарные правила. Я часто вспоминаю, как нам классная руководительница, Нина Петровна, всегда приводила примеры из жизни прославленных героев (в то время просто на таких примерах воспитывали) и потом она с нами уже вела просто разговор о культуре поведения. Это, став взрослыми, мы поняли, что нас воспитывали. Представьте себе — как поведёт мальчик, о котором я написала, в трудной ситуации, когда речь зайдёт о спасении других и его конкретно жизни и спасении? Да, есть вероятность, что он проявит чувства настоящего мужчины…

Дома, говоря на подобную тему с детьми, лучше всего приводить примеры из литературы, жизни знакомых вам людей. Необходимо, чтобы дети поняли, что большое всегда вырастает из малого, как гласит мудрая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага…»

Культура поведения людей проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, с уважением относиться к окружающим.

Чего вам всем желаю.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ