Нравственное воспитание детей в игре

Игра как нравственное воспитание дошкольников

Однажды, наблюдая в подготовительной к школе группе детского сада игу детей в «космонавтов», я обратила внимание, что Вадик является бессменным командиром экипажа. Воспитатель группы пояснила, что мальчик спокоен, рассудителен, никогда никого не обижает, всегда стремится прийти на помощь. Получилось само собой, что он стал бессменным командиром. Он умело строил ребят в колонну, шеренгу, четко отдавал команды для ходьбы и бега. Причём, не только давал команды, но пояснял детям: «Это надо для того, чтобы быть крепкими, здоровыми», затем даёт команду: «Бегом, встать, сесть и т.п.».

игра как средство нравственного воспитания детейОднажды Вова взял предмет, который принадлежал другому члену команды и не захотел подчиниться, так Вадик отстранил его на время от «тренировок к полётам», вызвал запасного «члена экипажа», и дети поддержали его. Вове пришлось некоторое время стоять в стороне. Вот, что интересно, мальчик не переключился на другую игру, стойко вынес наказание и включился в игру только после разрешения командира и членов экипажа.  

Стоит заметить, что здесь вмешалась воспитатель, так как увидела, что  Вова уже готов был расплакаться. Пример этот говорит о том, что  в игре необходимо соблюдать правила её. С соблюдения правил зарождаются чувства общительности, умение подчиняться требованиям  коллектива, управлять своим поведением, ограничивать свои желания и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что в игре формируются положительные взаимоотношения между детьми, воспитывается организованность, умение выполнять правила игры, настойчивость, выдержка, т.е. происходит нравственное воспитание дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Нравственное воспитание детей через игру

Присмотритесь, как преображается ребёнок во время игры: дерзкий становится вежливым. Если нет – его поправят, и он вынужден будет подчиниться правилам игры или покинуть её. Молчаливый малыш становится более разговорчивым, замкнутый – более общительным, непоседа делает то, что в других условиях не стал бы делать. значение игры в нравственном воспитании дошкольниковВ игре, как ни в какой другой деятельности детей, шлифуются черты личности и формы поведения. Игра – это такой вид деятельности, который полностью удовлетворяет потребность детей в движении. Именно поэтому дети любят игры с мячом, скакалкой, военизированные  и любые подвижные игры. Нормально развивающийся ребёнок долго и много играет, так как игра наполняет его жизнь содержанием, организует и регулирует его поведение. Кроме того, в игре дети удовлетворяют свое стремление стать взрослыми, о чём говорит пример игры в «космонавты».

Дети так же с увлечением воспитывают дочек, как это делают мама и папа, лечат, как врач, продают товары в магазине, как продавец, учат в школе, как учительница, строят дома, как строители, водят машину, как водители и т.п. Любая роль, которую дети выполняют в игре, дисциплинирует  их, воздействует на ум и чувства: мама добра и заботлива, моряк храбр и отважен, продавец вежлив и предупредителен, командир строг и справедлив.

Роль игры в нравственном воспитании дошкольников

Во дворе дома пятилетний Максим предлагает ровеснику Серёже игру: «Давай, я буду дрессировать собаку. Ты будешь собакой, если собака меня не будет слушать, я её буду бить, если она меня начнёт кусать, я убегу». Игр с жестокостью можно привести то же много, и, понятно, что в них дети копируют поведение близких им людей (дети, произнося грубые слова, изображают пьяных, ссорящихся людей и т.п.)  Нельзя допускать игр, вызывающих жестокость, насилие, жадность, эгоизм. нравственное воспитание дошкольников через игруВ данном примере  мама Максима вовремя вмешалась и предложила мальчикам, сказав: «Игра интересная, но лучше, если хозяин собаки будет добрым, а собака умная и послушная». Видя, что ваш ребёнок вовлечён в игру или вы вовлекаете его в игру сверстников во дворе, нужно следить, чтобы он не нарушал правила игры, не ссорился с другими детьми из-за игрушек.

Используйте игру как средство нравственного воспитания детей:  вы знаете, что ваш сын или дочь не любят делиться игрушками, беспокоитесь, что им будет трудно привыкать к жизни в коллективе, значит,  всё своё внимание и руководство игрой необходимо направить на то, чтобы помочь ребёнку понять необходимость умения делиться своими игрушками, книгами и прочее. Рекомендую использовать следующие приёмы: вы вышли во двор, ваш сын катается на велосипеде, соседский мальчик смотрит на него. Можно, конечно, и не заметить взгляда другого ребёнка, а можно и сказать: «Дай мальчику покататься на велосипеде, видишь, как он на тебя смотрит?», попросите своего малыша помочь построить песочный город, поиграть с другими детьми в мяч. В этих играх полезно вводить правила типа: «Ты покатался на велосипеде, дай мальчику покататься, потом снова ты покатаешься», то же самое повторите с игрой в мяч и другие игры. В конце концов, малыш убедится, что кататься или играть в мяч, прыгать на скакалке не так уж плохо. Старшие дети объединяются в коллективные игры, родители должны быть к этому готовы. Не сопротивляйтесь, когда ваш ребёнок играет во дворе с другими детьми, пусть двери вашего дома будут гостеприимно распахнуты для друзей сына или дочери.

нравственное воспитание детей в сюжетно-роевой игре

В коллективных игах дети проявляют свою фантазию, выдумку, инициативу, самостоятельность. Но игры эти всё равно нуждаются в направлении взрослых и контроле. Чтобы игры были наполнены содержанием и отражали события жизни окружающих людей, семьи, необходимы наблюдения за этой жизнью, чтение книг, просмотры передач, фильмов и т.п. На доступных пониманию фактах следует раскрыть детям содержание жизни семьи, окружающих взрослых, жизнь города, деревни в целом. Например, вы с ребёнком вышли из дома, идёте в детский сад, привлеките его внимание на жизнь в городе: дворник подметает тротуары, работники  транспорта везут людей на работу, в детском саду повар, врач, воспитатель ждут уже детей и готовы с ними заниматься, готовят пищу и т.д. Вы вошли в автобус (трамвай, троллейбус), пассажиры уступают место пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми. Во всех  этих случаях  проявляется заботливость и  вежливость людей к друг к другу, и такие моменты нельзя оставлять без  внимания. Проходите мимо, где есть «Доска Почёта», обратите внимание вашего малыша, что в вашем городе (селе) много людей, труд которых отмечен наградами за достигнутые успехи. Поясните, что о таких людях пишут в газетах, говорят и показывают по телевизору, о них пишут книги и прочее.

Нравственное воспитание дошкольников через игру

Чтобы привлечь внимание к игре в «Пограничники» почитайте малышам  Стихи А. Барто «На заставе», С. Маршака «Мы военные», много других рассказов и стихов, достойных внимания и чтения. 

нравственное воспитание дошкольников в игре

В какие бы игры не играли дети дома или в детском саду, они должны быть знакомы и готовы выполнять следующие правила:

  1. Прежде, чем начать играть, необходимо подумать, во что они будут играть и с кем, что может понадобиться для игры.
  2. Уважать тех, кто играет рядом. Не мешать, не ломать их постройки. Не отнимать игрушки.
  3. Уважать правила игры, уметь подчиняться мнению большинства.
  4. Если ребёнок только что пришёл и хочет включиться в общую игру, он должен попросить разрешения  играющих детей.
  5. Необходимо в игре уметь выполнять не только главные, но и другие роли.
  6. В ходе игры уметь ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.
  7. Не ссориться. Если приходится отстаивать своё мнение, нужно делать это вежливо
  8. Разговаривать с другими детьми уважительно, не допускать крикливого тона.
  9. Не играть в шумные игры там, где занимаются другие дети или взрослые, или спит маленький ребёнок, так как нарушается их покой.
  10.  В подвижные игры типа: салочки, бадминтон, прятки, хоккей, с мячом в помещении играть нельзя, они уместны только во дворе, на игровой или спортивной площадке, парках, скверах.
  11. После игры необходимо убирать на место всё, чем играли, беречь игрушки, заботиться об их сохранности.

Уважаемые родители! Не забывайте о значении игры в нравственном воспитании дошкольников, так как  она является  для детей важным видом деятельности, который удовлетворяет их потребности в движении, действии, в осмыслении окружающей жизни.  Так же игра способствует воспитанию моральных чувств, представлений, нравственных поступков, культуры поведения

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ