О воспитании некоторых гигиенических навыков и привычек

Очень часто взрослые, видя испачканную одежду своих детей, их неопрятный вид, восклицают: «Опять испачкался?!», « Ну и грязнуля!».

Причем восклицания звучат так, словно они это в первый раз увидели и, совсем к этому   не имеют никакого отношения.

Каждая семья по-своему неповторима, и в каждой свой уклад, обычаи, традиции. Поэтому тщетна будет моя попытка, уважаемые родители, знакомить вас со всеми навыками и привычками, которые приобретает ребенок в дошкольном детстве. Но о наиболее важных навыках и привычках и об основных условиях их формирования, я думаю, говорить и писать целесообразно. Всем известно, что детская опрятность и аккуратность – не врожденные качества, а результат воспитания гигиенических навыков и привычек, которые приобретаются с раннего детства. Уже к двум годам с помощью взрослых надо приучать детей обращать внимание на свой внешний вид, стараться приводить в порядок одежду, обувь (при помощи взрослых, конечно): подтянуть колготки, застегнуть сандалии, пользоваться  своим полотенцем, носовым платком, горшком. По просьбе взрослого поднять с полу игрушки или другие предметы, следить за порядком на полке с книгами, принадлежностями для рисования, игрушками.

Родителям  нужно использовать любые  ситуации ( игру, прием гостей, прогулки ), чтобы  у caec7aребенка появилось желание выглядеть опрятным, красивым.  Пусть малыш научится, приходя с улицы, переобувается в домашнюю обувь, сам повесит пальто и положит  шапку.

Все  эти привычки должны воспитываться и укрепляться систематически. Пусть малыш сам еще много не умеет делать, но он должен видеть,  понимать, что необходимо просить старших помочь ему.

Не забывайте, что ваши дети растут , вступают в жизнь, и умение пользоваться мылом, мыть не только руки, но и лицо, шею, уши, насухо вытираться после умывания полотенцем – это начало аккуратности, и если у вашего ребенка  развиты такие привычки, то будьте уверены, у него аккуратность станет чертой характера.  Кроме того, к четырем годам у детей должны сформироваться навыки поведения за столом: сидеть прямо, не горбясь, правильно пользоваться ложкой, вилкой, не крошить хлеб на стол, не разговаривать во время еды.

98332774_1362928183_akkuratnyirebenokС 4 до 5 лет у детей следует воспитать умение следить за чистотой своей одежды: чистить, просушивать, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно её складывать. Дополнительно к перечисленному дети должны уметь следить за состоянием своей прически, чистить зубы утром и вечером, полоскать рот после приема пищи, и знать для чего это необходимо делать.

У семилетних детей

Должны быть сформированы навыки ухода за телом, они должны уметь следить за чистотой ногтей, при чиханье и кашле закрывать рот платком или тыльной стороной ладони, самостоятельно устранять непорядок в своей одежде. К этому возрасту совершенствуются культура еды: умение сохранять правильную осанку, сидя за столом, пользоваться по назначению столовыми приборами, при необходимости обращаться с просьбой к взрослым, уметь благодарить. Хорошо, если прием пищи проходит за столом, накрытым красивой скатертью, посудой, салфетками и прочими атрибутами, развивающими эстетический вкус, любовь и привычку ко всему прекрасному.

Расширяется самостоятельность ребенка в самообслуживании: умение готовить свое место за столом,  убирать за собой посуду, игрушки, соблюдать порядок в своем шкафу, заправлять аккуратно постель после сна. Нелишним будет воспитать привычку чистить свою обувь, постирать носовой платок, носки, летнюю панамку и т.д. Полезно для детей и приятно взрослым, если у вашего сына или дочки будет воспитано желание заботиться о своих близких. Например, помочь родителям расчистить снег во дворе, подмести пол, дорожки, накрыть на стол, полить комнатные растения и т.п.

К семи годам ребенок обязательно осознает значение приобретенных навыков для себя и 652x450_093870-curatenia-in-casa-cand-ai-copiiдля  окружающих,  и он уже привыкнет поступать так, как вы его приучили. Например, входя в помещение, малыш обязательно переобуется, потому что взрослые моют пол, и их труд надо уважать. Приходя в гости, нужно здороваться, так как это будет приятно хозяевам, не следует шуметь, если кто-то из домашних отдыхает и т.д. Таким образом, наравне с воспитанием гигиенических навыков, у дошкольников  формируются   нравственные качества: такие, как  уважение к труду взрослых, навыки культурного поведения (за столом, в гостях, детском саду, магазине и дома, конечно),  трудового усилия, что является обязательным условием воспитания трудолюбия.

Advertisement
1 комментарий к “О воспитании некоторых гигиенических навыков и привычек”
  • Алексей

    мая 17. 2015

    А я в детстве как свинья везде валялся и ничего, вырос.

    Ответить
  • Написать ответ