О времени и о себе

режим дняОчень часто в быту и в беседах с родителями, имеющими детей, звучит фраза:

«Не хватает времени»

Фраза эта произносится с разными интонациями и словами, а смысл один. Согласна. Современные родители живут в очень быстром темпе. Однако, наблюдения и диалоги с мамами и папами показывают, что увеличение времени общения с ребенком не приводит к улучшению желаемых результатов воспитания и обучения. Не время ограничивает любовь, не оно улучшает ваши усилия в деле воспитания детей.

Давайте рассмотрим два примера; живут две семьи, по — соседству, со стабильным заработком. Обе имеют дополнительный доход от подсобного хозяйства (семьи сельские) обозначим их – семья  1 и семья 2. В обеих — воспитываются по два ребенка. Дети ходят в детский сад и школу.

Семья 1. Семья живет в размеренном темпе. Родители работают весь световой день, случаются командировки различные по времени. Домашняя работа четко распределена между всеми членами семьи, включая младшего ребенка. В выходные и праздничные дни предусмотрены походы на природу, в гости, прием гостей. Бывают поездки в областной центр. Цель – развлечения и походы по магазинам. Родители поочередно посещают с детьми библиотеку, кинотеатр, иногда случаются и совместные посещения кинотеатра. Кроме того, взрослые имеют возможность встречаться с друзьями. Долгими зимними вечерами организуют совместные  различные игры, типа: лото, домино и т.д.

Семья 2. Проводит все праздники и выходные вместе. Так же, как и в первой семье практикуются выезды на природу, в областной центр, кинотеатр. Не ограничивают себя ни в общении, ни в средствах. Однако, в рабочее время живут в постоянной спешке, торопливости. Все хотят чего-то успеть и постоянно не успевают.

Через несколько лет был виден результат. В семье 1 дети как жили при родителях, так и живут в размеренном темпе. У них всегда

есть время на труд и отдых, на вечернее времяпрепровождение. Они знают, что делают и что будут делать.

обязанности в семье

В семье 2. Добившиеся успехов дети, так же, как и их родители, живут в постоянной суете и нехватке времени.

Почему это стало возможным? В семье 1 взрослые осознанно или интуитивно выработали для себя и своей семьи режим деятельности и отдыха. Дети в их семье всегда имели поручения, которые обязаны были выполнять, и выполняли. Здесь «работал»  принцип «сделал дело – гуляй смело».

Подробнее рассмотрим состояние второй семьи, где царит атмосфера  торопливости.

Они постоянно куда-то спешат и постоянно опаздывают. Дети здесь часто слышали: «Давай скорее. Опять остановился, не задерживай меня, мы опаздываем…» и т.п. Трудно сказать конкретно о причине такой спешки в отдельно взятой семье. Но в целом такая торопливость, суетливость психологами оценивается, как негативное отношение к своему настоящему. Люди с таким темпом жизни искренне верят, что наступят лучшие времена, и они счастливо заживут в будущем.  Таким образом, эти люди не понимают, что они отвергают свое настоящее. Именно от людей такого склада мы часто слышим: «ох, скорее бы он научился ходить, говорить, скорее бы пошел в школу и т.д.». Это долгожданное завтра наступит обязательно, но необходимо учитывать, что вместе с ним придут новые задачи и трудности. И надо опять «скорее». А стоит ли? Ведь это беспрерывный процесс. Может быть, поэтому многие торопящиеся взрослые испытывают постоянную усталость?. Скорее всего так. Они не осознали всю значимость собственной сегодняшней жизни и мудрость выражения «надо жить здесь и сейчас». Именно тогда, когда вы с любовью учитесь со своим ребенком ходить, говорить, читать, писать – вы живете и наслаждаетесь этой своей жизнью. И в семье, где есть дети, не должны звучать слова и выражения типа: «некогда, потом, нет времени…»

кто быстрей А как быть в таких случаях, когда действительно надо поторопить ребенка?

Научить его все делать как можно быстрее и не отвлекаясь. Любые способы хороши, кроме нотаций, приказаний и спешки.  Если малыш видит, что мама (папа) волнуются, нервничают, он тоже начинает волноваться. А его волнение просто может перерасти в каприз или непослушание. Гораздо проще взрослым научиться  обыгрывать такие процессы, как одевание, кормление, уборку его уголка или комнаты. В умении быстро и сосредоточенно работать помогают игры-соревнования: « кто быстрее, кто чище, у кого правильно и т.п.», занятия лепкой и рисованием, конструктивная деятельность.

Из всего сказанного можно сделать вывод – время детей и родителей отличается тем, что у первых —  все в будущем, а у вторых есть прошлое и опыт. Мудро поступают те родители, которые, опираясь на свой опыт в прошлом, живут сегодняшним днем, тем самым, определяя свое будущее.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ