Обогащение словаря детей в свободном речевом общении

Обогащение словаря детей в семье

На прогулке Вера (4 г. 8 м.) с папой лепили снеговика, девочка сама сделала ему нос (морковку), глаза (пуговицы от папиного пальто), при помощи краски и кисти нарисовали рот.  Вечером мама  стала заучивать с ней стихотворение Усачёва А. «Снеговик письмо шлёт другу». Стихотворение небольшое, и девочка быстро запомнила текст. Однако, в строке «чтоб метель весь год мела» она упрямо вместо слова «мела» говорила «была», а на строчке «и душевного тепла» Вера всегда запиналась и произносила данную строчку только после подсказки мамы. С чем это связано? Просто  девочка восприняла хорошо снеговика зрительно и путём осязания, так как знала, что такое снег, осязала комья снега руками и зрительно видела снеговика.  Слово «метель» девочка уже знала, но соотнести его со словом «мела» не могла.  О слове «мела» мама спросила дочку: «Почему ты говоришь «была?» Девочка удивлённо ответила: «Но ведь метель не веник?!» Маме всё стало понятно, она очень умело объяснила девочке значение выражений «метель мела» и «душевного тепла».

обогащение словаря детей в семье

Проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста в том, что взрослые очень часто не замечают, что их дети просто не понимают значения многих слов, поэтому и не употребляют их в своей речи. В примере со снеговиком понятно, что родители Веры заботятся о чувственном восприятии слова (ощущение снега руками, раскраска лица и т.п.). Если взрослые в разговоре с самого раннего возраста детей заботятся о чувственном восприятии слова, то у ребёнка будет развиваться поэтический дар. Поэтом он, может, и не станет, но чувствовать слово и понимать  его переносное значение будет. Значит,  ваш малыш в дальнейшем сможет наслаждаться поэтическим и художественным творчеством и сумеет употреблять поначалу незнакомые слова.

Обогащение словаря детей методы в приемы

Свободное речевое общение детей  должно быть организовано в процессе ознакомления с бытом, природой, новыми играми, художественной литературой, в процессе совместной трудовой деятельности, а так же при ознакомлении детей с трудом взрослых и т.п. Взрослые же должны быть готовы к тому, что  ребёнок может не понимать обращённую к ним речь, а иногда даже не понимать слов или выражений, которые он произносит сам. Формы проявления ребёнком непонимания слов и выражений могут быть самые разные. Пример с Верой тому подтверждение. Или, вот ещё пример: бабушка часто говорила Макару (3 г.): «Горе ты луковое!» Мальчик, не понимая выражения, радостно бегал по комнатам и кричал: «Тылуква! Тылуква!», он искренне думал, что подражает бабушке.

обогащение словаря дошкольников через игровую деятельность

Всякому понятно, что мальчик не понимает бабушкиных слов. В специальной литературе, по развитию речи детей дошкольного возраста, есть классический пример, как дошкольники при заучивании стихотворения  И. Сурикова «Детство» заменили строчку «Мне в сугробе горе, а ребятам смех» и проговаривали её по-своему: «всем ребятам горе, а ребятам смех»,  «мне, Федоре, горе, а ребятам смех», «мне суборе боре, а ребятам смех», все эти дети не знают, что означает слово «сугроб». Предупреждать детские  словосочетания  невозможно, да и не нужно, это естественный процесс. Объяснять же смысл слов, которыми дети играют, необходимо в том случае, если вы уверены, что дети поймут ваше объяснение. В случае с Макаром объяснение не нужно, мальчик ещё просто не поймёт его, а вот  уже в случае со словом «сугроб» — грубейшая ошибка воспитателя, так как дети с раннего возраста уже должны знать значение данного слова. Эту ошибку можно рассматривать как грамматическую: такие ошибки важно предупреждать, заранее разъясняя необходимые слова и выражения  перед заучиванием, чтением текстов. Ещё одни случай уже из практики работы:  в средней группе детского сада.  Вадик во время обеда с фырканьем пьёт кисель. Воспитатель: «Вадик, как ты ешь?!»  «Хорошо ем», — отвечает малыш (ест он действительно хорошо, с аппетитом). «Выйди из-за стола, сядь и подумай про свою хорошую еду», — почти гневно говорит воспитатель. Взрослым, конечно, ясно, что воспитатель сделала замечание по поводу «фырканья»  во время еды, но Вадик-то этого не понял. Вполне закономерный был его ответ:  когда мама пришла за ним, воспитатель спросила малыша, за что он был наказан, мальчик искренне ответил: «За то, что хорошо ел».

приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

С таким непониманием со стороны детей взрослые часто сталкиваются при употреблении выражений — недомолвок с определёнными интонациями, которых дети абсолютно не понимают: «Я тебе возьму!», «Я тебе кину!», «Я тебе сяду», «Тоже мне мастер» и прочее. Такие недомолвки дети просто понять не могут в силу своих возрастных особенностей, но это не значит, что их не надо употреблять. Они естественны для разговорной речи, и  дети старшего дошкольного возраста должны их усвоить, но усвоить правильно.  О правильности усвоения подобных выражений должны позаботиться взрослые.

Обогащение словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольный возраст – период интенсивного развития детей, а своевременное овладение речью и свободное речевое общение дошкольников являются основными условиями формирования полноценной личности. Развитие словаря зависит только от взрослых. Лучше всего происходит обогащение словаря детей в процессе игровой деятельности. Например, воспитатель старшей группы детского сада Р.Т. стимулировала развитие речи и активизацию словаря детей  с помощью игровых упражнений типа:

  1. Кто быстрее? Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему определения (клоун – смешной, красивый, улыбчивый, необычный и пр.).
  2. Пара к паре. (ягода – куст, ягода- лес, ягода – сад; телевизор – глаза; ромашка – цветок, ромашка – поле и т.п.)

обогащение словаря детей в свободном речевом общении

Кроме того, через игру она очень удачно формировала у детей умение эмоционально выражать свои чувства (удивление, внимание, удовольствие, огорчение, радость и т.д.). Например, предлагала детям выполнять игровые упражнения: попрыгаем, как весёлые зайчики (воробышки), съешь конфету и покажи «какая она сладкая», «а лук какой?» теперь покажи, какой он горький и прочее.   В игре «Гуси-гуси» (и ей подобных) воспитатель много внимания обращала на приготовление «волка» к поимке гусей, и  на старание «детей-гусей» перехитрить волка. Подобные упражнения в играх знакомят детей с мимикой, жестами, позой, а так же способствуют обогащению и активизации словарного запаса.

В игре ребёнок говорит то, что думает, а не то, что надо. Задача взрослых:

  • Не поучать ребёнка, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать.
  • Развивать понимание отвлечённого смысла слов и выражений.
  • Добиваться развития стилистического чутья.
  • Развивать усвоение переносного значения слов, выражений.

Чаще всего решение этих задач происходит путём разъяснения взрослыми во время бесед с детьми, чтения рассказов, сказок, заучивания стихов, опираясь на детское понимание, память.  Приучить следует детей к тому, чтобы они, слушая речь взрослых, понимали интонацию, почувствовали, как может меняться слово или выражение с изменением интонации, мимики и других движений. Так же необходимы разъяснения, что некоторые слова  могут иметь определённый подтекст. Не стоит забывать, что детям, прежде всего, необходимо активное общение с взрослыми (совместные игры, труд, чтение и прочее).

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ