Общая готовность ребёнка к школе

Познавательная активность в готовности дошкольника к школе

Общая готовность детей к школе, что это значит?  В первую очередь,  необходимо начать разговор о том, как ребёнок относится к учению. Хочет он стать умнее и узнать, чего раньше не знал или нет? Понимает ли он, что без учёбы этого не достичь? Просит ли научить чему-либо школьному? (читать, писать, считать и т.п.)? задаёт ли вопросы типа: «Почему в лесу темно?», «Откуда взялась река?», «Зачем растёт гриб?». Выслушивает ли он ответы на эти вопросы или сразу же забывает о своём вопросе? Если ребёнок не слушает ответ на свой вопрос, значит у него слабо или совсем не развит познавательный интерес.

внимание в общей готовности детей к школе

В данном случае взрослые должны терпеливо побуждать детей к тому, чтобы они стремились задавать вопросы и отвечать на них и, в свою очередь, задавая ребёнку вопросы, побуждающие к размышлению. Если у детей познавательный интерес сформирован слабо, то бессмысленно говорить ему, что без знаний нельзя стать ни шофёром, ни космонавтом, ни  инженером и прочее. Стремления к знаниям от этого не появится.

Познавательная активность в готовности ребёнка к школе в домашних условиях

Другое дело, пробуждая познавательный  интерес и развивая познавательную активность в готовности ребёнка к школе, проводите с детьми интересные занятия, читайте книги, наблюдайте за ближайшим окружением, привлекайте в качестве помощников к вашим делам, давая попутно разъяснения некоторых из дел. Например, Марина, по возможности привлекала дочь Таю с раннего детства смотреть на то, что она делает, и всегда разговаривала с ней.

внимание в общей готовности дошокльника к школе занятия для дошкольников

Пересадила цветок в другой горшок и пояснила девочке, что старый горшок для цветка стал мал, и цветку не хватает питания. Показала корешки растения, сказав, что растение  питается с их помощью. На вопрос девочки, как оно это делает, Марина ответила, что корешки растения всасывают влагу из земли, но об этом девочка подробнее  узнает в школе. Умение детей наблюдать и задавать интересные вопросы и старание взрослых ответить на заданные вопросы – огромная ценность: своим вниманием взрослые поддерживают интерес детей к познанию. К сожалению, часто родители просто отмахиваются от вопросов детей, тем самым заглушая детскую любознательность и познавательную активность. 

Общая готовность дошкольника к школе – играть

Мощным источником детской любознательности, познавательной активности, развития внимания в готовности дошкольника к школе  является игра. В игре дети учатся общению, узнают мир человеческих отношений. В то же время, именно в игре они сталкиваются с недостатком знаний и умений. Для формирования правильного отношения к школе,  полезны игры «в школу». Люда (8 лет), Ваня (6 лет), Леша (6 лет) часто собирались во дворе и старались играть в школу, Люда на себя брала роль учительницы, так как она закончила первый класс школы.

развитие внимания в готовности ребенка к школе

Девочка импульсивная, вспыльчивая, часто кричала на мальчиков. Услышав однажды её крик, мама Леши вынесла мягкие игрушки (зайчик, львёнок и собака), предложила детям выбрать для себя игрушку и сыграть роль учеников персонажам, которых  ребята для себя выбрали и будут озвучивать. Мама сама взяла роль учителя в маске совы, объяснила ученикам правила поведения на уроке: тихо сидеть, внимательно слушать учителя, если хочешь что-то сказать, нужно поднять руку и показала, как это правильно делать. Учитель-сова просит детей рассказать любимое  стихотворение. Дети, поднимая руки, по очереди рассказали стихотворение. Далее  мама передала маску совы и роль учителя Люде и попросила её провести урок математики. Девочка  вспомнила и поняла, как надо вести себя в роли учителя и ученика, крика уже в игре не было слышно. Дети довольно длительное время были заняты игрой. В данном случае мама в игре дала образец поведения учителя и учеников на уроке: учитель уважительно разговаривает с учениками, те, в свою очередь, отвечают ему тем же. Сформированное у детей уважительное отношение к взрослым переносится и на отношение к учителю. Если ребёнок привык перебивать взрослых дома, то он будет перебивать и учителя в школе, создавая трудности  на уроке. Читайте статью «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста», «Правила поведения детей в школе».

Внимание в общей готовности дошкольника к школе

К общей готовности ребёнка к школе важно, чтоб у него было развито внимание. Что значит понятие «внимание в общей готовности детей к школе»? — умение быстро сосредотачиваться, замечать в окружающем что-то новое, необычное, видеть изменения хорошо знакомых вещей и предметов. Образно внимание можно сравнить с «дверью», через которую проходит всё из окружающей действительности. Взрослым необходимо знать условия выработки внимания:

  1. Воспитывать умение детей сосредотачиваться на заинтересовавшем их предмете, объекте. Здесь возникнет необходимость задавать детям вопросы типа: почему он заинтересовался данным предметом?
  2. Максимально при наблюдениях за предметами, явлениями  опираться на знания детей, на их мыслительную деятельность.
  3. Выбор наблюдаемых объектов должен быть доступным пониманию детей.общая готовность детей к школе
  4. Приветствуется краткость и чёткость пояснения взрослых. Выдержать энергичный  темп беседы. Все вопросы и пояснения должны быть краткими, чёткими, точными.
  5. Не рекомендуется во время беседы делать ребёнку замечания, давать запоздалые пояснения, отвлекаться от темы беседы.
  6. Учить детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании.

Например:  Даша положила  поздно вечером на стол сына Вити картинку «Зимние забавы», утором мальчик увидел её и заинтересовался. Даша пояснила, что сейчас нам некогда, а вечером мы её рассмотрим. Вечером картина была рассмотрена, много было вопросов и ответов, воспоминаний мамы и папы о своих забавах зимой. Далее (в следующие вечера) читали рассказы с сюжетами о зимних развлечениях,  папа с Витей выучили несколько  стихов, перекликающихся с темой картины.  У мальчика появилось желание изобразить все свои  впечатления в лепке. Папа дал ему приличного размера крышку от коробки, и  у ребёнка получилась прекрасная скульптурная композиция. В развитии внимания помогут так же и игры типа:

  • «Съедобное и несъедобное» — перекидывать мяч и называть слова. Если назван предмет, обозначающей понятие «съедобное», мяч необходимо поймать, а поймав, сказать своё слово.
  • «Бывает – не бывает» — по такому же принципу.
  • Дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе» — внимательное рассматривания, описание всех характерных особенностей игрушки (предмета).

познавательная активность в готовности ребенка к школе

  • На развитие слухового внимания «Узнай предмет по звуку» — за ширмой предметы: барабан, колокольчик, свисток, детская погремушка, какой-либо музыкальный инструмент, книга и пр.
  • Подвижная игра «Добеги (доползи) до …» — особого внимания эта игра требует на природе.
  • «Найди дорогу до…» — игра проводится в поле, парке и т.п. Заранее взрослые делают какие-либо указатели до финиша, а ребёнок должен найти правильную дорогу по ним.  

После всех игр свои впечатления дети  могут отобразить в своей деятельности,  как сделал Витя (смотреть пример). Важно не то, в какие игры играет ваш сын или дочь, а необходимо, чтобы у детей был богатый и развёрнутый сюжет. Это  положительно скажется на умственном развитии и познавательной активности в общей готовности детей к школе. Как вы уже поняли, большое значение для умственного развития будущих школьников являются занятия продуктивными видами деятельности, умение пересказывать сказки, рассказы, составить собственный рассказ. Опыт работы с первоклассниками показывает, если сформирована общая готовность общая дошкольника к школе, то особых трудностей в обучении не возникает.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.